Рассматривая надписи Ашоки в хронологическом порядке, их можно подразделить на восемь групп. Они встречаются почти по всей Индии. Это дает нам возможность правильно определить размеры владений Ашоки. Язык надписей—диалект, близкий литературному санскриту и пали. Обычно употреблялись письмена брахми, но в двух вариантах «Четырнадцати указов», высеченных на скале, использован алфавит кхароштхи. 1. Два Малых наскальных указа. Первый из них имеет значение для истории самого Ашоки, второй—содержит основные положения дхаомы. Они относятся, вероятно, к 257 году до н. э. Эти указы были найдены в Сахасраме (округШахабад, Бихар), Рупнатхе (округ Джаббалпур, Мадхья Прадеш), Байрате(княжество Джайпур, Раджпутана), Сиддапуре, Джатипга-Рамешваре и Брах-магири (округ Читалдруг, Майсур), Маски (округ Райчур, Хайдерабад), Ерра-гуди (округ Карнул, штат Мадрас) и Копбал (в Хайдерабаде). Указ, находящийся в Маски,—единственный, в котором упоминается собственное имя правителя (Ашока), другие надписи дают нам только его прозвище (Пиядаси). 2. Указ Бхабру. В нем приводятся важные отрывки из буддийских священных текстов, и таким образом подтверждается, что Ашока действительнопринял буддизм. Указ относится примерно к тому же времени, что и дваМалых наскальных указа. 3. Четырнадцать указов, начертанных на скале. В них излагаютсяпринципы правления Ашоки и его этической системы. Они относятсяпримерно к 257 году до н. э. Эти указы были найдены в следующих местах:Шахбазгархе (округ Пешавар, Северо-Западная Пограничная провинция),Маншере (округ Хазара, Северо-Западная Пограничная провинция), Калси(округ Дера-Дун, Уттар Прадеш), Гирнаре (возле Джунагадха в Катьяваре),Сонаре (округ Тхана, штат Бомбей), Дхаули (округ Пури, Орисса), Джаугаде{возле Ганджами, Орисса) и Еррагуди (округ Карнул, штат Мадрас). 4. Указы в связи с войной в Калинге. В них изложены новые принципы управления, установленные после войны с Калингой. В них говоритсятакже об отношении к пограничным племенам. В тех четырнадцати указах,начертанных на скале, которые были найдены в Дхаули и Джаугаде, эти двауказа заменяют указы XII и XIII. 5. Пещерные надписи в Барабарских холмах (округ Гайя, Бихар).Надписи в трех пещерах посвящены монахам-адживикам, которые былипредшественниками джайнов-дигамбаров. Эти надписи должны быть отнесенык периоду между 257 и 250 годами до н. э. 6. Надписи на колоннах в непальских те рай, начертанные на столпах,один из которых находится в Румминдее, месте рождения Будды, а другой—в Нигливе. Они были воздвигнуты в 249 году до н. э. В них Ашока также заявляет о своей верности Буддам прежних времен. 7. Семь указов, начертанных на колоннах (относятся к периоду между243 и 242 годами до н. э.). Они являются дополнениями к наскальным указам,подкрепляют и повторяют их наставления. Столпы с наиболее значительныминадписями Ашоки найдены теперь в Дели, Аллахабаде, Лаурия-Арарадже,Лаурия-Нандангархе и Рампурве (все в округе Чампаран, Бихар). 8. Четыре Малых указа на колоннах (относятся к периоду между 242и 232 годами до н. э.). Эти указы найдены в Аллахабаде, Санчи (княжествоБхопал) и Сарнатхе (около Бенареса).
|