Период Могольской империи был временем развитого феодализма2. Государственная собственность на землю укрепилась, и государство стремилось полностью регулировать размеры и способы определения ренты-налога не только на землях казны, но и во владениях, пожалованных феодалам-джагир-дарам на условии содержания определенного количества наемной конницы. Укрепились торговые связи между разными провинциями, чему способствовали и низкие таможенные пошлины на дорогах. Кредитно-вексельная система тоже получила большое развитие. Товарно-денежное обращение настолько усилилось, что уже в 70-х годах XVI века в основных областях государства стало возможным перейти ко взиманию не продуктовой, а денежной ренты, что, в свою очередь, дало толчок дальнейшему развитию товарно-денежных отношений в деревне. Необходимо, однако, учитывать, что не все области Индии развивались одинаково. При господстве во всей Индии отношений развитого феодализма сохранялись отдельные районы и племена с родоплеменными отношениями или с господством форм раннего феодализма. Вместе с тем существование самодовлеющей общины, соединявшей в себе занятие как земледелием, так и ремеслом, кастовая замкнутость профессий, переходивших по наследству, примитивность орудий труда, совершенствованию которых мешали освященные веками традиционные навыки, бесправность городского населения и необеспеченность жизни и имущества, наконец, государственная собственность на землю, препятствовавшая развитию феодальных поместий и накоплению богатств в знатных семьях,—все это мешало возникновению в Индии новых, капиталистических отношений. В XVII веке народные движения, объединявшиеся названием бхакти, распространились во многих частях Могольской империи и приняли более боевой характер. Под знамена бхакти стали уже не только городские слои, на и широкие крестьянские массы. Вместо призывов к объединению движение стало развиваться под знаком борьбы с гнетом Могольской империи. Поскольку правящая верхушка страны в основном состояла из мусульман, а крестьянские массы в подавляющем большинстве придерживались индуизма, народные движения иногда облекались в форму религиозной борьбы, хотя действительным их содержанием являлась классовая борьба: антифеодальная у сикхов, освободительная у маратхов. Надо отметить, что по своему характеру эта борьба не имела совершенно ничего общего с той губительной индусо-мусульманской рознью, которая в XX веке разжигалась империалистической агентурой в Индии с целью ослабления национально-освободительного движения.
|