Знаменитый китайский паломник Фа Сянь посетил Индию как раз во время правления Чандрагупты II. Его путь лежал через пустыню Гоби и горные районы Хотана, Памирское плато, Сват и Гандхару. В Индии он посетил Пешавар, Матхуру, Канаудж, Саравасти, Бенарес, Капилавасту, Куши-нагару, Вайшали, Паталипутру и некоторые другие места. Его главной целью были поиски буддийских рукописей и реликвий, поэтому он отдавал предпочтение местам, священным для буддистов. В знаменитом морском порту Тамралип-ти (Тамлук, округ Миднапур в Западной Бепгалии) ои сел на корабль, отправлявшийся на Цейлон и Яву, через которые лежал его обратный путь на родину. Его путевые заметки охватывают период 399—414 годов н. э. Фа Сянь не упоминает имени Чандрагупты Викрамадитья, но приводит много интересных подробностей о положении в стране. Он провел три года в Паталипутре и изучал там санскрит. Он нашел в городе два крупных буддийских монастыря, которые привлекали ученых из всех частей Индии и служили крупными центрами изучения хинаяны и махаяны. Развалины великолепного дворца Ашоки вызвали его изумление. Строение, говорит он, было «все сделано духами, которых призвал Ашока». Жители были богаты, деятельны и соперничали друг с другом в деле благотворительности и справедливости. Главы семей вайшья учреждали дома для распределения милостыни и лекарств. В Паталипутре была замечательная больница, где нуждающиеся пациенты получали бесплатно пищу и лекарства. В крупных городах и на проезжих дорогах имелись странноприимные дома. В Мадхьядеше (в долине Верхнего Ганга) все, за исключением чандалов, были вегетарианцами и следовали принципу акимса. Фа Сянь говорит: «Население многочисленно и счастливо; им не надо регистрировать свои дома, слушаться каких-либо чиновников или соблюдать установленные ими правила; только те, кто обрабатывает государственную землю, должны отдавать часть того, что они получают от нее. Если они хотят уйти, они уходят, если они хотят остаться, они остаются. Правитель управляет, не прибегая ни к обезглавливанию, ни к телесным наказаниям. Преступники просто подвергаются штрафу—легкому или тяжелому, в зависимости от обстоятельств. Только в случаях повторных попыток восстания им отрубают правую руку. Все телохранители и приближенные правителя получают жалованье». Этот отрывок проливает свет на систему управления при Чандрагупте Викрамадитья, хотя трудно сказать, в какой мере картина, нарисованная паломником, идеализирована или реальна. Фа Сяня, естественно, больше всего интересовал буддизм. Его описание показывает, что это вероисповедание процветало в Пенджабе и Бенгалии и распространялось в Матхуре. В Мадхьядеше, однако, буддизм вовсе не был популярен, там преобладал брахманизм. Там не было религиозного преследования и отношения между последователями индуизма и буддизма были сердечными.
|