Триумф буддизма во времена Ашоки и Канишки не означал исчезновения брахманизма или же джайнизма. Сунги были покровителями брахманизма. ПушьямитраСупга совершил жертвоприношения ашвамедха. Случай с Гелиодором показывает, что индуизм в форме бхагаваты или вишнуизма привлекал даже греков из Северо-Западной Индии. Сакские сатрапы Удджайна были последователями религии брахманизма. Некоторые из кушанских правителей, например Кадфиз II и Васудева I, поклонялись индусским богам. Жертвоприношение ашвамедха совершалось в период после империи Маурья некоторыми северными и южными династиями (например, Бхарашивами—ветвью династии Нага,—Вакатаками, Сатаваханами, Паллавами, Саланкайанами). Ясно поэтому, что мы не можем говорить о «возрождении индуизма» или оживлении брахмаиистского индуизма в период господства Гупта. Несомненно, однако, что могущественное покровительство правителей династии Гупта, которые являлись ревностными индусами-брахманистами, отдавая при этом предпочтение культу бога Вишны, усилило брахманизм и послужило новым стимулом для его развития. Одно из наиболее важных явлений в истории религии периода Гупта—это превращение древней брахманской веры в нечто подобное современному индуизму. Поклонение целому ряду божеств—Вишну, Шиве, Картикейе, Сурье, Лакшми, Парвати и другим—было наиболее важной чертой изменившейся религии. Это, естественно, нашло отражение в искусстве и литературе того периода. Книги Пуран, принявшие свою современную форму в период империи Гупта, создали мифологию, скульптура сделала божества доступными взору рядового человека. Буддизм постепенно терял свою жизнеспособность, и в период Гупта упадок его стал очевидным, по крайней мере в Мадхьядеше, хотя зачарованный взгляд Фа Сяня не заметил этого трагического процесса. Покровительство могущественного Ашоки сделало буддизм господствующей религией в Индии. После падения империи Маурья он привлекал чужеземцев, таких, как Менандр иКанишка; в первом столетии н. э. он был введен в Китае. Однако развитие культа махаяны было само по себе признаком слабости, так как оно влекло за собой признание ритуала и обычаев, которые постепенно стирали грань между буддизмом и индуизмом. Шаг за шагом распространенная в народе форма индуизма в период империи Гупта начинала поглощать изменяющийся буддизм V и VII столетий; признание Будды как одного из десяти аваторсв (воплощений бога) у индусов ускорило этот процесс. Надписи периода Гуптов нередко упоминают джайнизм, однако его суровая дисциплина и отсутствие покровительства правителей ограничили его развитие. Совет, состоявшийся в Валабхи в середине V века н. э., привел в порядок священные тексты секты джайнов светамбара. Терпимость была характерной чертой религиозной жизни в период империи Гупта. Правители Гупта не были гонителями, они без колебаний назначали на высокие посты людей, которые исповедовали другую зеру. Победа брахма-нистского индуизма не вытекала из сектантской нетерпимости и не поощряла развитие последней. Описание Фа Сяня свидетельствует о дружбе и согласии, объединявших в общем братстве различные секты.
|