Известный европейский ученый правильно считает, что «период Гупта в истории классической Индии представляет собою то же, что век Перикла в истории Греции». Этот период, безусловно, занимает выдающееся место в истории литературы древней Индии. Поразительное развитие национального интеллекта и воображения было результатом как политического единства и материального благополучия, так и покровительства правителей империи Гупта. Самудрагупта был не только покровителем наук, он сам был поэтом. Если согласиться с тем, что Чандрагупта II и легендарный Викрама-дитья—одно и то же лицо, то его следует считать одним из величайших покровителей просвещения и литературы в истории Индии. Наконец есть доля правды и в замечании Винсента Смита; «Исключительное развитие интеллектуальной жизни в период империи Гупта, несомненно, в значительной степени было обусловлено постоянным и живым обменом идей с другими странами как на Востоке, так и на Западе». Хотя мы еще не знаем во всех подробностях о культурных связях Индии того периода с Китаем на востоке и Римской империей назападе, эти связи, несомненно, способствовали интеллектуальному развитию, и культура этих стран явилась источником вдохновения. Литературным языком периода империи Гуптов являлся санскрит. В данном случае неверно говорить о возрождении санскрита, потому что этот язык тогда вовсе не был мертвым или умирающим. Санскрит не был официальным языком периода Маурья; указы Ашоки написаны на «общепонятных разновидностях народного языка». Однако многие ученые считают, что «Артхашастра» Каутильи была составлена в период царствования Чандрагупты Маурья. Большое сочинение Патанджали о грамматике санскрита «Махабхашья» было написано в царствование Пушьямитры Сунга. Знаменитая надпись Рудрадамана в Джунагадхе целиком составлена на санскрите. Работы Ашвагхоша и Чарака— по всей вероятности, современников Канишки, находившихся под его покровительством,—были также написаны на санскрите. Интересно, что буддизм маха-яны принял санскрит как средство выражения своих литературных и философских идей. Правители империи Гупта продолжили эту традицию и своим покровительством придали ей новые силы. Большая часть их надписей сделана на прекрасном санскрите в стиле кавья. Прашасти [поэтический панегирик], Харишены—замечательный образец поэтического рассказа. Надписи на монетах Гуптов сделаны на санскрите. Калидаса, величайший поэт и драматург древней Индии, был, весьма вероятно, современником Чандрагупты II Викрамадитья, или Кумарагупты I, или их обоих. По преданию, он являлся одной из «девяти жемчужин» двора Вик-рамадитьи. Калидаса, невидимому, был жителем Мальвы. Его большой эпос «Рагхувамса» содержит некоторые намеки на военные успехи Чандрагупты II. Другой эпос «Кумара-Самбхава»—дань века Гуптов индусскому богу Шиве. «Мегхадута»—лирическое произведение изысканной красоты. «Шакунтала» рассматривается даже западными учеными и критиками как одно из величайших драматических произведений в мире. Сюжетом другой драмы «Малавика и Агнимитра» является жизнь Агнимитры, сына Пушьямитры Сунга; драма содержит некоторые детали, имеющие историческую ценность. В период империи Гупта творили многие писатели, философы и ученые. Особо следует упомянуть Висакхадатту—автора политической драмы «Мудра -Ракшаса», Шудраку—автора интересной драмы «Мриччхакатика» [«Глиняная тележка»], выдающегося лексикографа Амарасимху, крупных буддийских писателей Васубандху и Дигнага и знаменитых астрономов Арьябхату (родился в 476 г. н. э.), Варахамихиру (505—587 гг. н.э.) и Брахмагупту (родился в 598 г. н. э.). Арьябхата и Варахамихира были хорошо знакомы с греческой наукой и астрономией, в их работах видны явные следы греческого влияния. Хотя возникновение Пуран, этого «сборника преданий, легенд, мифов, догм, ритуалов, правил морали, религиозных и философских принципов», можно проследить в более ранний период, свою нынешнюю форму они, вероятно, приняли в век Гуптов. Брахманы привели древние Пураны в соответствие с социальными и религиозными требованиями нового века; им была придана новая форма, и они были написаны на простом санскрите. Некоторые из Пуран носят своего рода сектантский характер (например, «Пурана-Вишну», «ПуранаТа-руда», «Пурана-Скаида»); они были, видимо, составлены, чтобы служить каноном неоиндуизма, развивавшегося в период Гуптов. Подобный же процесс изменил характер древней литературы смрити. Социальные изменения, происходившие с течением времени под давлением исторически сложившихся обстоятельств, находили свое выражение и признание в новых смрити, каковым являются сохранившиеся версии законов Ману и Яджньявалкья.
|