Описывая период Гуптов, Винсент Смит говорит, что тогда «три тесно связанных между собой вида искусства—архитектура, скульптура и живопись—достигли исключительно высокого развития». Большинство строений и храмов периода Гуптов были, к сожалению, разрушены при нашествиях мусульман, поэтому невозможно дать подробное и критическое описание архитектуры того времени. Каменный храм в Деогархе (округ Джанси, Уттар Прадеш) и кирпичный храм в Бхнтаргаоне (округ Канпур, Уттар Прадеш) являются наиболее интересными из сохранившихся образцов. Возможно, что самые великолепные каменные храмы века Гуптов находились в Сарнатхе и Бенаресе. Скульптура при Гуптах, несомненно, достигла высокого совершенства. «Сарнатх был сокровищницей статуй и рельефов периода Гуптов, среди которых многие являются великолепными образцами искусства времен Самудрагупты и его преемников». Темой скульптур являются буддийские сюжеты, а также эпизоды из мифологии Пуран. «Скульптура периода Гуптов имеет приятные черты... Физическая красота фигур, грациозное достоинство их поз, утонченная сдержанность в их трактовке—все эти качества не встречаются в той же степени нигде в индийской скульптуре». Знаменитые пещеры Аджанта относятся к периоду от 1 до VII века н. э. Внутри они украшены фресками, вызывавшими щедрые похвалы всех любителей и критиков искусства, как восточных, так и западных. Некоторые из этих произведений, несомненно, являются работами периода Гуптов. Художники и мастера века Гуптов достигли высокого искусства в обработке металлов. Знаменитая колонна в Дели из сварочного железа, сделанная, невидимому, еще во времена Чандрагупты II, не заржавела, несмотря на то, что в течение столетий подвергалась воздействию солнца и дождя. Высокого уровня развития достигло также искусство отливки медных статуй.
|