Первые мусульманские набеги. Через несколько лет после смерти Мухаммеда арабы стали властителями обширной империи, включавшей Аравию, Сирию, Палестину, Египет и Иран. Согласно Арнольду, крупному авторитету в области истории ислама, удивительный расцвет незначительного до того времени народа пустыни был обусловлен не столько зародившимся у него религиозным духом, сколько его желанием овладеть землями и богатством своих соседей, которые были богаче и удачливее его. Другие авторы-' считают, что только «подлинный религиозный энтузиазм, сила новой веры,,, впервые расцветающей во всей своей чистоте, обеспечили победу арабскому оружию в каждой битве и способствовали образованию величайшей империи в мире в столь невероятно короткий срок». Во всяком случае, в Индии арабов, скорее, привлекали сказочные богатства, чем желание распространять ислам. Завоевание Ирана делало вторжение в Индию сравнительно легким делом. Первый описанный поход арабов (636—637 гг.) был морским походом» предпринятым с целью ограбления западных берегов Индии. Халиф Омар? в правление которого арабские войска достигли Тханы близ Бомбея, не любил моря и не одобрял дальних экспедиций. Его преемники, однако, были менее осторожны. При них стремление арабов к завоеваниям нашло больший простор, Войска были посланы против Кермана и Макрана, но военные успехи не влекли за собой присоединения территорий. Были также сделаны попытки захватить Афганистан. Завоевание Синда. Примерно к началу VIII века могущество арабов достигло своего апогея. На западе их политическое господство распространилось через Северную Африку до Испании; на востоке они завоевали Бухару; Ходжент, Самарканд и Фергану и приблизились к Кашгару. Хадджадж; управлявший Ираком от имени халифа, послал армию для наказания пиратов из поселения Дебал (морской порт, расположенный недалеко от города Тхатты) в Синде, разграбивших восемь кораблей, которые везли подарки для халифа от правителя Цейлона. Предприятие оказалось неудачным, и начальник был убит. Новый поход, более тщательно продуманный и лучше организованный, был осуществлен под командованием Мухаммеда-ибн-Касима. В 712 году Мухаммед достиг Дебала и взял город штурмом. Завоеватели захватили богатую добычу, и все мужчины старше 17 лет, отказавшиеся принять ислам, были убиты. Затем Мухаммед проследовал на север и на своем пути покорил жителей Нируна (близ нынешнего Джарака, к югу от Хайдерабада). Дахир, брахманский правитель Синда, собрал сильную армию в Раваре, где, по словам мусульманского историка, «произошла жестокая битва, подобной которой никогда не было». Дахир погиб в бою, и его армия, оставшаяся без вождя, потерпела поражение после ожесточенной борьбы. Жена и сын Дахира нашли убежище в крепости Равар, которую защищали около 15 тысяч человек, отражавших атаки мусульман. Когда падение крепости стало неизбежным, героическая правительница и другие женщины, жившие там, сожгли себя, чтобы избежать бесчестия. Мухаммед занял крепость, истребив 6 тысяч человек, и захватил находившиеся там богатства Дахира. Затем армия Мухаммеда двинулась к Брахманабаду (ныне разрушенный город к северу от Хайдера-бада), где население сдалось ему без сопротивления, так же как жители Пи-руна. Далее последовал захват крепости Арор (Алор). Последней твердыней индусов был Мультаи, который был занят после ожесточенных боев. Победоносное продвижение Мухаммеда было, однако, прервано, возможно, в результате интриг его врагов при дворе халифа. Мухаммед был-замучен до смерти по приказу халифа Валида (705—715 гг.); трудно выделить истинные обстоятельства, которые привели к этой трагедии, из множества легенд, созданных вокруг этих событий более поздними историками. Управление арабов в Синде. Новая завоеванная провинция была разделена на ряд округов (акта), которыми владели арабские военачальники при условии несения военной службы. Что касается простых солдат, то одним из них давали землю, другие получали твердо установленное жалование. Земля раздавалась также мусульманскому духовенству. В результате этих мероприятий постепенно появились арабские поселения военного характера, причем некоторые из них в конце концов превращались в развитые торговые и культурные центры. Налог на землю и джизия [подушный налог с иноверцев] были главными источниками дохода. Налог на землю колебался между двумя пятыми и одной четвертой урожая. Были еще дополнительные налоги, право на сбор которых обычно отдавалось на откуп с торгов. Разработанной судебной системы не было. Вельможам сообщалось о всех совершенных на территории их владений преступлениях, и они имели право выносить в серьезных случаях смертный приговор. Казн [мусульманские судьи] решали дела согласно принципам мусульманского права даже в случаях, касавшихся индусов. К индусам применялись в известных случаях исключительные по своей строгости наказания. Например, воровство, совершенное индусом, каралось сожжением членов семьи обвиняемого. Все спорные вопросы между индусами, касающиеся женитьбы, наследства, прелюбодеяния и т. д., разрешались с помощью панчаятов [решениями пяти старейшин]. Завоеватели, разумеется, начали с разрушения храмов и преследования «неверных», однако скоро стало ясно, что индуизм был слишком крепок, чтобы его можно было сломить силой. В дальнейшем арабы стали придерживаться политики терпимости. Эта политика была провозглашена Халджаджем в следующих выражениях: «Поскольку они покорились и согласились платить налоги халифу, больше от них, собственно, нечего требовать. Мы взяли их под свою защиту, и мы не можем покушаться на их жизнь или имущество. Им разрешено поклоняться своим богам. Никому нельзя запрещать или мешать исповедовать свою религию». В Мультане Мухаммед-ибн-Касим объявил: «Храмы должны быть неприкосновенны, так же как христианские церкви, иудейские синагоги и жертвенники магов» [зароастрийцев.]. Трудно сказать, в какой степени это заявление выполнялось его последователями. Падение власти арабов в Синде. Религиозное рвение и жажда политической власти объединяли арабов на первых этапах их завоеваний; укрепление их власти повлекло за собой, однако, разногласия и разлад. Начальник боролся с начальником, сунниты преследовали шиитов, а также некоторые еретические секты, как-то: хариджей и карматов. С ослаблением власти халифов Синд распался на ряд мелких государств, которые в действительности были независимыми. К концу IX века Синд фактически был отрезан от халифата. Три столетия спустя Мухаммед Гури завоевал весь Синд, от Мультана до Де-бала, и оставил его в наследство своим преемникам в Индии. Влияние правления арабов в Синде на историю Индии. Завоевание арабами Синда оценивалось как «эпизод в истории Индии и ислама, как победа, не имевшая результатов». Арабы не могли использовать Синд в качестве базы для завоевания Индии. Совершались походы против князей Раджпутаны, Гуджарата, Катхиавара и Катча, однако раджпуты, особенно гурджара-пра-тихары, были слишком сильны, чтобы их можно было победить. Синд при арабах оставался изолированным в политической структуре Индии. И действительно, обширные торговые операции, проводившиеся арабами Синда, превратили население этой индийской провинции в члена мусульманской семьи народов и отрезали его от индусского мира, лежащего за пустыней Раджпутаны. Хотя арабы и обратили часть населения Синда в свою веру, они не могли оказать прочного воздействия на язык, искусство, традиции, обычаи и нравы страны. Дороги и здания, построенные ими, не выдержали испытания временем. С другой стороны, на самих арабов сильно повлияло соприкосновение с индийской цивилизацией. Ислам в ранние годы воспринял многое из индийской музыки, живописи, медицины и философии. Именно у индийцев арабы познакомились с астрономией. Культурные связи между индусами и арабами были резко оборваны с падением династии Абассидов.
|