Rambler's Top100
Главная arrow Индия arrow o11.01. Индия и её соседи.
o11.01. Индия и её соседи. Версия для печати

Мы видели, что естественные границы Индии никогда не изолировали ее от остального мира. Возможно, что обитатели Индии неолитического периода переселялись как по суше, так и по морю в Индо-Китай и на Индийский архипелаг и играли ведущую роль в древней истории Юго-Восточной Азии, Есть полное основание полагать, что доисторическая цивилизация долины Инда была тесно связана с цивилизацией Западной Азии того времени. Некоторые ученые считают, что дравиды были пришельцами из Западной Азии. Арии, невидимому, пришли в Индию либо из Центральной Азии, либо из какой-нибудь европейской страны. Даже в отдаленные времена Индияь поддерживала торговые отношения с Месопотамией, Сирией и Египтом.
Индия и Западная Азия. На протяжении IV века до'н. э. Индия установила тесные связи с Западной Азией. Походы Александра Великого и Селевка, за которыми последовало учреждение греческого представительства в Патали-путре, открыли путь для миссионерской деятельности Ашоки в Западной Азии, Северной Африке и Юго-Восточной Европе. Бактрийские греки принесли эллинизм в Индию и сами подчинились индийскому влиянию в области религии и культуры. Рим оказывал влияние на Индию в век Кушанов; около 26 года до н. э. правитель Пандьев направил миссию к Августу. В I веке н. э. автор «Перипла Эритрейского моря» дал ярксе описание торговых отношений между Индией и западными странами. В те времена на некоторых островах Аравийского моря, включая Сокотру, находились поселения индийских купцов. Когда принявшие ислам арабы утвердили свое политическое господство, они стали вести активную торговлю с Индией. После завоевания Синда они многое заимствовали у индийской науки и культуры, а также у индийской медицины; десятичная система в арифметике была перенесена ими из Индии в Европу.
Индия и Центральная Азия. Археологические раскопки Орела Стейна в Центральной Азии обнаружили развалины буддийских ступ и монастырей, изображения буддийских и брахманских богов и много рукописей на индийских языках и в индийском написании. Вероятно, в период Кушанов и позднее буддизм был воспринят кочевыми народами Центральной Азии. Имеются также данные, свидетельствующие о том, что цветущие индийские поселения имелись в области Хотан. Буддизм, равно как и индийская культура, сохранился в Центральной Азии вплоть до периода Сюань Цзана. Монголы, подходившие к юго-восточным границам Индии в XIII веке, исповедовали буддизм в видоизмененной форме. Большие изменения в национальном составе и исторических судьбах народов Центральной Азии в дальнейшем совсем уничтожили индийское влияние в этих районах.
Индия и Дальний Восток. Согласно китайским преданиям, второй год до н. э. обычно признается годом введения буддизма. В 67 году н. э. посланец императора династии Минов к индо-скифам вернулся с двумя буддийскими священнослужителями. За ними последовали другие миссионеры. Первый китайский буддийский монах был посвящен в сан в 180 году н. эм а первый известный буддийский монастырь был сооружен десять лет спустя. Быстрое развитие буддизма в Китае началось около середины V века. Многие китайские ученые и ревностные буддисты отправлялись в Индию—как по суше, так и по морю—для того, чтобы собирать буддийские рукописи и изображения, а также для изучения буддизма у индийских учителей. Индийские ученые также отправлялись в Китай в качестве миссионеров и помогали своим китайским единоверцам разбирать и переводить индийские тексты. Число буддийских текстов, переведенных на китайский язык, было, повидимому, очень велико; мы имеем много китайских переводов, подлинники которых не сохранились в Индии. Между Индией и Китаем было постоянное сообщение морским путем. Существовала также политическая связь между этими странами. Можно с уверенностью сказать, что между ними были также торговые отношения, хотя подробности о них неизвестны.
Идея сооружения в Китае высеченного в скале храма исходит из Индии. Индийское влияние на китайское искусство проявляется во многих художественных формах, например в изображениях божеств на фресках. У гандхар-ской художественной школы китайцы заимствовали аполлоноподобное изображение лица. Указывалось на то, что художественная школа Гуптов перенесла в Китай изящество чувственных восприятий. Бесконечное множество форм было заимствовано из индийской мифологии и претворено в китайских вариантах: буддийские легенды, боддисатвы, архаты (олицетворение достоинств) и локапалы (хранители четырех частей света). Культ бод-дисатв стал весьма популярным в Китае. Индийский Авалокитешвара(Один из эпитетов и одно из изображений Будды—«Будда сияющий».) стал называться Гуаньинь у китайского народа.
Буддизм распространился также в Корее и Японии.
Индия и Тибет. Буддизм был введен в Тибете в VII веке могущественным правителем по имени Сронцзангамбо. Он ввел также индийский алфавит, применявшийся в Хотане. Так началась новая эра в истории культуры Тибета. Правители династии Палов в Бенгалии поддерживали тесные дружественные отношения с Тибетом. Известный бенгальский буддийский монах Атиса Ди-памкара отправился в Тибет в XI веке и способствовал там реформе буддизма. Многие тибетские монахи прибывали в Индию и занимались изучением буддизма в монастырях Наландыи Викрамашилы. Многие священные буддийские тексты были переведены на тибетский язык.
Индия и Бирма. Возможно, что еще задолго до I века н. э. в Бирме были основаны крупные индийские поселения, как в прибрежном районе, так и внутри страны. Хотя об этих поселениях нет достоверных подробностей, все же имеются убедительные свидетельства, позволяющие сделать вывод, что «вся культура и цивилизация Бирмы были индийского происхождения, и хотя китайцы были ближайшими соседями бирманцев и более тесно связаны с ними по крови и по языку, они не оказывали в области культуры сколько-нибудь значительного влияния».
Основное население Нижней Бирмы именуется монами или талаингами. Название талант, возможно, напоминает о Телиигане, хотя несомненно, что индийские поселенцы в Нижней Бирме не происходили из этого района. Индуизированные талаингские поселения были известны под общим названием Раманнадеии. К северу от области Талаинг, в Нижней Бирме, индуизирован-ные пайу образовали государство со столицей в Шрикшетра (нынешняя Хмав-за, близ Прома).
Хроники Аракана(Область на северо-западе Бирмы, у побережья Бенгальского залива) упоминают несколько индийских правящих династий. Имеются эпиграфические данные, показывающие, что введение буддизма, равно как и приход индийских переселенцев в Аракан, имели место в течение первых веков нашей эры. В XV веке буддийский правитель Аракана, изгнанный бирманцами, бежал в Бенгалию и затем восстановил свою власть с помощью султана из Гаура.
Небольшое княжество Паган в Центральной Бирме, основанное в IX веке, было превращено в могущественное государство правителем Анавратха, или Анируддха (3044—1077 гг.). В период его правления бирманцы приняли религию и письменность монов, которые были индийцами по происхождению. Сын Анавратхи, Кьянзиттха (1084—1112 гг.), поддерживал тесную связь с Индией и оказывал покровительство многим буддийским и вишнуитским пришельцам. При могущественных правителях Пагана брахманизм постепенно исчез в Бирме, и господствующей религией стал буддизм в форме тхеравада.
Индия и Таиланд. Таиланд (Сиам) стал страной таев в XIII веке. Примерно за тысячу лет до установления власти таев страна в значительной мере была населена индийскими поселенцами. Там находилось несколько индийских поселений, ни одно из которых не стало могущественным государством. Однако индийские религиозные и священные тексты, равно как и язык и литература, оказали самое значительное влияние на раннюю цивилизацию Таиланда.
Таи вначале жили в Южном и Юго-Восточном Китае, где они образовали могущественное княжество на территории, известной в настоящее время под названием Юньнань. Эта территория называлась Гандхара, а часть ее носила название Митхила. Таи из Гандхары пользовались алфавитом индийского происхождения и были обращены в буддизм индийскими миссионерами. Гандхара была завоевана Кубла-ханом в 1253 году н. э.
После завоевания Сиама таи восприняли индийскую культуру, которая в этот период переживала в Сиаме свой расцвет. Первое образованное ими значительное государство называлось Сукходая, в дальнейшем у Сукходаи оспаривало господствующее положение государство Айодхья. Правители и народ обоих этих государств были буддистами, и их священным языком был пали. Искусство Сиама вдохновлялось индийскими идеями и техникой.
Индия и Малайский полуостров. В течение первых столетий нашей эры на Малайском полуострове находилось несколько индийских поселений. В различных частях полуострова имеются жалкие остатки индийских и буддийских святилищ, а также большое количество надписей на санскрите. «Имеющиеся данные подтверждают предположение, что район, примыкающий к Бан-донгскому заливу, был одной из колыбелей культуры Дальнего Востока, которая развивалась, испытывая на себе волны индийского влияния...»
Индия и Ява. Начало индийской колонизации Явы можно проследить с I века н. э. В 132 году правитель Явы Деваварман отправил посольство в Китай. В V или VI веке в западной Яве существовало могущественное индийское государство. В центральной Яве также имелось индийское государство под названием Холинг (Калинга). Могущественное государство Матарам (в центральной Яве) возникло примерно в начале VIII века н. э. Расширение империи Сайлендра и, возможно, вулканическое извержение или сильная эпидемия привели к перемещению центра политической и культурной жизни в восточную Яву. Возвышение восточной Явы началось, повидимому, в период правления Синдока (929—947 гг.). К началу XI века его государство было разрушено в результате бедствия (пралая), характер которого в точности еще не известен. После длительного периода раздробленности политическое единство на Яве было восстановлено в XIII веке. В период правления Раджасана-гары (1350—1389 гг.) Маджапахит стал центром могущественной и цветущей империи. Свое политическое могущество и значение Ява потеряла в XV веке в результате гражданской войны, вулканического извержения и голода. В самом начале XVI века свое господство на Яве установили мусульмане.
Индия и Суматра. Самое раннее индийское государство на Суматре, известное под названием Шри-Виджая (Палембанг), было основано примерно в IV веке н. э. и стало весьма могущественным к концу VII века. И Цзин, известный китайский путешественник, описывает Шри-Виджаю как крупный центр буддийского учения. Другое индийское княжество на Суматре под названием Малаю (нынешний Джамби), составлявшее некогда часть Шри-Виджаи, возвысилось после падения империи Сайлендра и Явы. Описание Марко Поло показывает, что к концу XIII века Малаю был цветущим торговым центром. Описание Ибн-Батуты, посетившего Суматру около середины XIV века, свидетельствует о растущем влиянии ислама на этом острове.
Индия и Борнео. Эпиграфические данные свидетельствуют о наличии индийских поселений на Борнео в IV веке н. э. Брахманизм был господствующей религией, и брахманы составляли важный элемент населения. В Муара-Камане (на реке Махакам) и в пещере Комбенг были обнаружены старинные предметы индийского происхождения или созданные под индийским влиянием.
Индия и Бали. Остров Бали—единственное сохранившееся индусское поселение на Дальнем Востоке. Здесь исламу не удалось закрепиться. Процветающее индусское государство существовало на Бали еще в VI веке н. э. И Цзин указывает на преобладание буддизма на Бали. В течение нескольких столетий Бали входил во владения яванских правителей. В 1839 году голландцы установили свое господство на Бали, и правление последнего индусского князя окончилось в 1911 году.
Империя Сайлендра. В VIII веке н. э. большинство мелких государств на островах Ост-Индии было объединено под властью могущественной династии Сайлендра. Индийские государства на Суматре, Яве и на Малайском полуострове составляли часть империи Сайлендра. Возможно, что первоначально центр этой державы был либо на Яве, либо на Малайском полуострове. Некоторые арабские авторы называют империю Сайлендра Забаг или Забадж (империя Махараджи) и с восхищением описывают ее богатства. Она была ведущей морской державой в Индонезии. Упадок этой могущественной империи начался в IX веке с потерей Камбоджи и Явы. В XI веке империя Сайлендра вела длительную борьбу с Чолами. Раджендра Чола совершил успешный морской поход против своего противника из династии Сайлендра и установил свое господство на восточном побережье Суматры, а также в центральных и южных округах Малайского полуострова. Его преемники сохранили господство над этими отдаленными заморскими владениями в течение почти полустолетия, однако к концу XI века Чолы отказались от попытки господствовать над Индонезией. Империя, созданная династией Сайлендра, постепенно восстановила свое прежнее положение, однако о самой династии начиная с XII века нет никаких определенных данных. В XIII веке преемник династии Сайлендра по имени Чандрабхану совершил два морских похода против Цейлона. Около 1264 года он потерпел поражение и был убит правителем из династии Пандьев, Джатаварманом Вира Пандья. К концу XIV века остатки империи Сайлендра были завоеваны Явой. Последний индусский правитель этой некогда могущественной империи принял ислам в 1474 году.
Империя Сайлендра установила не только политическое единство на большей части Индонезии,—покровительство этой династии способствовало развитию культуры и придало ей новую форму. Буддизм толка махаяны приобрел новую силу. Великолепные памятники, такие, как Чанди Каласан и Барабудур на Яве, свидетельствовали о высоком развитии искусства. Был введен новый алфавит.
Династия Сайлендра поддерживала дружественные отношения с Палами из Бенгалии. К концу VIII века бенгальский ученый Кумарагхоша был религиозным наставником правителей империи Сайлендра. Около середины IX века Балапутрадева построил монастырь в Наланде, а Девапал даровал этому монастырю доходы с пяти деревень,
Обзор индийских поселений. В упомянутых выше индийских поселениях господствовали как брахманизм, так и буддизм. На Яве брахманизм занял господствующее положение уже в VIII веке. Главным божеством был Шива, однако там были известны все боги индийского пантеона. Что касается буддизма, то его форма хинаяна преобладала в VII веке н. э., но в период правления династии Сайлендра она была почти окончательно вытеснена формой ма-хаяна на Суматре и Яве. Ява превратилась в важный центр буддийского учения и привлекала крупных ученых, таких, как Атиса Дипамкара. Тесное соединение Шивы с Буддой было характерной чертой религиозной жизни на Яве.
В связи с этим следует указать на древнюю яванскую литературу. Величайшим ее памятником является «Рамаяна»—оригинальная работа, а не перевод с эпоса, приписываемого Вальмики. Имеется также перевод в прозе «Махабхараты», Эти работы популяризировали на Яве великие индийские эпические поэмы и подготовили почву для создания многочисленных работ на подобные же темы.
Социальная жизнь в индийских поселениях строилась обычно по индийскому образцу. Кастовая система имела широкое распространение на Яве и Суматре. Имеются указания на четыре традиционные касты, однако браки между членами различных каст не были запрещены. Обычай неприкасаемости был неизвестен, однако на Бали рабы составляли особую касту. На этом острове преобладал обычай сожжения вдов, исключение составляли лишь вдовы шудра.
Искусство, как и в Индии, было поставлено на службу религии. К сожалению, хорошо сохранившиеся религиозные сооружения имеются только на Яве, на других островах остались лишь развалины, не представляющие большой исторической ценности. В Центральной части Явы имеется несколько групп брахманистских и буддийских храмов. Колоссальное сооружение, известное под названием Барабудур, было построено, повидимому, в период 750—850 годов при династии Сайлендра. Скульптура также получила значительное развитие на Яве.
Индия и Аннам. Современный Аннам (за исключением Тонкина и Кохинхины) входил в древнее индийское государство Чампа. Возможно, что первый исторический индийский правитель Чампы правил во II веке н. э. Город Чампа—нынешний Тра-Кьен, в его окрестностях имеется две группы храмов. Об Индравармане III (911—972 гг.) сообщается, что он знал шесть систем индийской философии, санскритскую грамматику и другие науки. В течение почти столетия после его смерти Чампа пострадала от ряда нашествий аннамитов, ослабивших и расчленивших некогда процветавшее государство. За этим последовала длительная борьба с Камбоджей и Китаем. Индийское государство Чампа фактически погибло в XV веке, но название его сохранилось до 1822 года. Таким образом, «слава отважных сынов Индии, которые водрузили ее знамя в отдаленных землях и поддерживали ее честь и достоинство в течение более 1500 лет, в конце концов канула в Лету».
В Чампа сложилось общество по образцу ортодоксального индусского общества. Брахманы занимали высокое положение, однако ранг кшатриев едва ли был ниже. Санскрит был официальным языком, литературная деятельность была довольно активной. Из всех индийских богов Шива занимал наиболее выдающееся положение. Вишнуизм играл также значительную роль в религиозной жизни Чампы. Буддизм пользовался покровительством нескольких правителей. Остатки памятников, строившихся обычно из кирпича, свидетельствуют о художественном мастерстве народа.
Индия и Камбоджа. Древняя Камбуджа примерно соответствует нынешним Камбодже и Кохинхине. Первое индийское государство в Камбудже, известное под названием Фу-нань, было, вероятно, основано не позднее I века н. э. Там процветал индуизм, равно как и буддизм. Культивировались индийская философия и санскритский язык. Была введена кастовая система.
Фу-нань сошло со сцены после VII века, и государство Камбуджа постепенно заменило его в качестве ведущего государства в Камбодже. Ранняя история Камбуджи неясна, но в VII веке она была, несомненно, могущественным государством. После периода упадка и подчинения Яве Камбоджа снова возвысилась в IX веке, когда были заложены основы великой империи Камбуджа и когда столица была перенесена в район Ангкора. В период правления династии Индраварман (877—1001 гг.) политическое влияние Камбуджи, повидимо-му, простиралось на Юньнань, Малайский полуостров и Сиам. Сурьяварман II (приблизительно 1313—1145 гг.), строитель знаменитого храма Ангкор Ват, напал на Аннам и на Чампу; он поддерживал дипломатические отношения с Китаем. Империя Камбуджа достигла наибольших размеров в правление Джаявармана VII (вступил на престол в 1181 г.), который завоевал Чампу и часть Нижней Бирмы, построил новую столицу (Ангкор Тхом) и поддерживал различные религиозные, а также общественные сооружения. Упадок Камбуджи начался в XIV веке в результате давления со стороны таев из Сиама и аннамитов. Камбоджа стала французским протекторатом в 1854 году.
Индуизм, особенно шиваизм, был господствующей религией в Камбудже, хотя и буддизм время от времени также пользовался покровительством правителей. Санскритские надписи Камбуджи составлены в прекрасном поэтическом стиле (кавья) и обнаруживают глубокие знания санскритской литературы. Существовало большое количество ашрамов [обителей.—Ред.], которые были основаны правителями и поддерживались их щедростью, а также частной благотворительностью и служили центрами индийской религии и культуры. В Камбудже мы наблюдаем замечательное развитие архитектуры, величайшим памятником которой является Ангкор Ват, посвященный Вишну.
Индия и Цейлон. Самые ранние обитатели Цейлона принадлежали к народу вадда, но значительная часть нынешнего населения острова происходит от дравидских и арийских завоевателей и переселенцев. «Приток переселенцев из дравидских районов Индии, особенно из страны тамилов, начался еще на заре истории и непрерывно продолжался, однако сингалезский язык, хотя и носит на себе следы дравидского влияния, является арийским языком и происходит от санскритского языка, тесно связанного с ведическим». Возможно, что «когда-то давно вторгшийся отряд ариев, покоривший весь Цейлон или его часть, навязал свой язык и, повидимому, отчасти свою куль-ТУРУ и учреждения этому смешанному вадда-дравидскому населению». 
Согласно преданию, Виджая, сын Синхаваху, правивший в Гуджарате (или в Магадхе, или в Калинге), отнял остров Цейлон у якшей (демонов) незадолго до кончины Будды. Этот рассказ, очевидно, связан с появлением арийских переселенцев, принадлежавших к синхалам («племени льва») и присвоивших своей новой родине название Синхала. Однако в правление Дева-нампия Тиссы (приблизительно 247—207 гг. до н. э.) миссионеры, посланные Ашокой, ввели на Цейлоне буддизм. Около середины II века до н. э. чолл-ский князь по имени Элара покорил Цейлон. В I веке до н. э. один за другим пять тамильских завоевателей вторгались в некоторые части Цейлона. В I веке н. э. престол занял князь, принадлежавший к клану Ламбакарна. Этот клан, как указывают, был связан с правителями империи Маурья в Магадхе. Во II векен. э. правитель из династии Чолов по имени Карикала совершил набег на Цейлон. Гаджабаху I (113—135 гг.) из Цейлона совершил, в свою очередь, набег на страну Чола. Во время правления Мегхаварны, современника Самудрагупты, на Цейлон из Дантапуры в Калинге была привезена знаменитая реликвия—зуб Будды. В период правления Маханамы (412—434 гг.) великий толкователь текстов на языке пали Буддагхоша, который, возможно, •был брахманом из Северной Индии, способствовал утверждению доктрин буддизма, господствующих в настоящее время на Цейлоне, в Бирме, Сиаме и Камбодже. Примерно с середины V века Цейлону пришлось покориться тамильским завоевателям, которые, повидимому, пришли из страны Пандьев. Во времена империи Чола судьбы Цейлона были снова связаны со страной тамилов.

 
top
Контакты
Реклама на портале
Ссылки