Лутб-уд-дин Айбек (1206—1210 гг.). Мухаммед Гури умер, не оставив наследника мужского пола. В Газне его преемником стал Ала-уд-дин из ба-мианской ветви династии Мухаммеда Гури. Ала-уд-дин был вскоре свергнут сыном Гийяс-уд-дина, Махмудом. Индийские владения Махмуда находились, повидимому в соответствии с его желанием, в руках его наместников. Минхадж-уд-дин, историк, живший примерно в то же время, рассказывает, что Мухаммед называл принадлежащих ему рабов «тысячами своих сыновей». Кутб-уд-дин, который оказал исключительные услуги завоевателю и правил в качестве его наместника в Индии, был несомненным кандидатом на престол Дели. Он присвоил себе титул султана, что было одобрено тюркскими эмирами и военачальниками в Индии и поневоле признано султаном Гура. Таким образом, со вступлением Кутб-уд-дина на престол (24 июня 1206 г.) начинается история Делийского султаната. Подобно многим выдающимся мусульманам того времени, Кутб-уд-дин Айбек2 выдвинулся еще будучи рабом. Его первым хозяином был казн [мусульманский судья] из Нишапура, который дал ему хорошие знания в литературе, а также обучил его верховой езде и стрельбе из лука. (примечание) Династией Гулямов (дворцовых рабов) их называют потому, что первые прави тели, как Кутб-уд-дин, так и Иятутмиш, происходили из гулямов.—Прим. ред. Значение слова «Айбек» неясно. Некоторые авторы считают, что оно означает «неук люжий». Уолсли Хейг полагает, что оно «означает либо «господин месяц» и указывает на то, что он родился во время затмения, либо «лик луны»—эпитет, означающий на Востоке красоту, хотя известно, что он далеко не был красивым». Другой автор предполагает, что Айбек было подлинным именем Кутб-уд-дина. После смерти казн его сыновья продали Кутб-уд-дина торговцу, который привез его в Газну и перепродал Мухаммеду Гури. Достоинства Кутб-уд-дина скоро привлекли внимание Мухаммеда. Постепенно он поднимался все выше, пока не стал наместником своего господина в Индостане. Мухаммед Гури имел еще двух могущественных рабов—Насир-уд-дин Кубачу, наместника Мультана и Уча, и Тадж-уд-дин Йилдуза, наместника Кирмана. Последний занял Газну после смерти своего господина, но в 1208 году он вынужден был покинуть город из-за интриг Хорезм-шаха. После этого Кутб-уд-дин занял Газну. Однако примерно через месяц жители Газны, недовольные дурным поведением войск Кутб-уд-дина, тайно связались с Тадж-уд-дином и предложили ему вернуться. Тадж-уд-дин, внезапно напав на Газну, занял ее, а Кутб-уд-дин отступил без сопротивления в Лахор. Вскоре после этого позорного отступления Кутб-уд-дин умер (в ноябре 1210 г.), упав с коня во время игры в чауган (поло). В течение своего кратковременного правления он не сделал ничего для поднятия своего престижа: он не увеличил своих владений, он также не попытался улучшить систему управления. Мусульманские летописцы очень высоко оценивают его милостивое управление и беспристрастный суд, однако это, вероятно, не больше, чем простой панегирик. Он был, несомненно, щедрым, поскольку его обычно называют лакх. бахш (раздающий сотни тысяч монет). Две выстроенные им мечети—одна в Дели, другая в Аджмире—свидетельствуют о его приверженности к исламу и любви к искусству. Илтутмиш (1211—1236 гг.). Преемником Кутб-уд-дина был Арам-шах, которого некоторые считают приемным сыном Айбека. Он был ставленником тюркской знати Лахора, стремившейся поскорее посадить кого-нибудь на свободный престол «во избежание мятежа». Тюркская знать Дели, не принимавшая участия в избрании Арам-шаха, предложила занять трон Илтутмишу, наместнику Бадауна и зятю Кутб-уд-дина. Илтутмиш пошел походом на Дели, разбил и взял в плен Арам-шаха и вступил на престол (1211 г.). Илтутмиш был тюрком из знатного рода, но в раннем детстве был продан в рабство своими братьями. Его купил Кутб-уд-дин, которому он впоследствии был весьма предан и полезен. Он владел последовательно ленами Гвалиор, Баран (Буландшахр) и Бадаун до тех пор, пока знать Дели не возвела его на престол. Падение Йилдуза и Кубани. Положение Илтутмиша после победы над Арам-шахом было весьма непрочным. После смерти Кутб-уд-дина Али Мардан Хилд-жи отказался признавать суверенитет Дели. Насир-уд-дин Кубача укрепился в Мультане, занял Лахор и намеревался распространить свою власть на весь Пенджаб. Тадж-уд-дин Иилдуз как преемник Мухаммеда Гури претендовал на суверенитет над Индией и требовал, чтобы Илтутмиш считался его наместником. Даже некоторые из «держателей военных ленов» Северной Индии почти открыто отказывались повиноваться новому султану. Илтутмиш действовал с мудрой осторожностью. Его первой задачей было подчинить себе непокорных «владельцев военных ленов». Его власть была прочно установлена в округах Дели, Бадаун, Ауд и Бенарес, а также в горном районе Сивалик. Теперь он мог бороться с более сильными противниками. Незадолго до 1215 года Тадж-уд-дин занял Лахор и распространил свою власть на большую часть Пенджаба. В 1215 году Хорезм-шах изгнал его из Газны. Тадж-уд-дин отступил в Лахор и возобновил попытки установить свое господство над Дели. В 1216 году Илтутмиш разбил его и взял в плен в битве при Тараине. Тадж-уд-дии был отправлен в Бадаун, где он несколько позднее был убит. Лахор, остававшийся во владении Насир-уд-дина, был занят Илтут-мишем в 1217 году. Насир-уд-дин оставался в Синде, но его власть была весьма ослаблена вторжениями монголов. В 1228 году Илтутмиш захватил Мультан,и Уч. Насир-уд-дин покончил с собой, утопившись в Инде. - : Угроза со стороны монголов. В 1221 году на северо-западной границе Индии впервые возникла угроза со стороны монголов. Слово монг, от которого происходит название монгол, означает храбрый. Монголы были жестокими и дикими. Знаменитый поэт Амир Хусроу, взятый некогда в плен монголами, дает следующее описание этих свирепых воинов: «Упорные и яростные в бою, они прикрывали свои поистине стальные тела одеждами из хлопчатобумажной -ткани. Над их пламенеющими лицами, возвышались шапки из шерсти, и казалось, что шерсть загорится от этого огня. Головы они брили... Разрез их глаз напоминал две щели в серебряном сосуде, а глазные яблоки подобны кремням, •лежащим в трещинах скал. От них исходило зловоние худшее, чем от гниющих трупов, а головы их склонялись до пояса. Их кожа была смята и сморщена подобно сырой коже на литаврах. Их ноздри расширены от щеки до щеки, а рты растянуты от одного конца шапки до другого. Да, их ноздри похожи на покинутые могилы или на очаги, заполненные зловонной водой... Своими безобразными зубами они пожирали свиней и собак... Они пили воду из сточных канав и ели безвкусные травы». Об ужасе, внушенном монголами в Индии, можно судить по следующим словам поэта: «Я тоже был взят в плен, и от страха, что они прольют мою кровь, в моих венах не осталось ни капли крови». Чингиз-хан сделал монголов самой крупной политической и военной силой в Азии. Он опустошил Китай, Среднюю и Западную Азию. В Бухаре он поверг в ужас мусульман, бросив Коран под копыта своего коня и растоптав его. Он победил Хорезмское государство и вынудил Джалал-уд-дина, наследника последнего шаха этого государства, искать убежища в Лахоре. К счастью для Илтутмиша, Чингиз-хан в 1222 году ушел обратно через Гиндукуш. Не сумев обеспечить себе помощь Илтутмиша, тщательно избегавшего всяких действий, которые могли бы задеть Чингиз-хана, Джалал-уд-дин вступил в союз с гакка-рами и с их помощью получил крупные суммы денег от Насир-уд-дин Кубачи. После этого он разграбил Синд и северные районы Гуджарата. В 1224 году Джалал-уд-дин покинул Индию и нашел убежище в Иране. Монголы разграбили Синд и западный Пенджаб, но, напуганные чрезвычайно жарким климатом Пенджаба, они не пошли вглубь Индии. После падения Кубачи владения Илтутмиша пришли в непосредственное соприкосновение с владениями монголов, действовавших из Афганистана. Завоевания Илтутмиша. Освободившийся от монгольской угрозы и воодушевленный поражением Насир-уд-дин Кубачи от Джалал-уд-дина, Илтутмиш обратил свое внимание на Бенгалию. Насилия и притеснения Али Мардана Хилджи восстановили против него некоторых представителей мусульманской знати, которые убили его и возвели на престол способного правителя по имени Хисам-уд-дин Иваз. Около 1213 года Хисам-уд-дин присвоил себе имя султана Гийяс-уд-дина Хилджи. О нем сообщают, что он покорил Джаджнагар, Камруп, Тирхут и «Банг». Он перенес столицу из Девкота в Гаур-Лакхнаути. В 1225 году Илтутмиш повел против Гийяс-уд-дина большую армию. Гийяс-уд-дин сдался без сопротивления, отказался от титула независимого правителя, признал себя вассалом Дели, отказался от своих притязаний на Бихар и предложил платить дань. Илтутмиш согласился на эти условия, но, как только он вернулся в Дели, Гийяс-уд-дин восстановил свою независимость и занял Бихар. В 1227 году сын султана Насир-уд-дин Махмуд, являвшийся тогда наместником Ауда, вторгся в Бенгалию, захватил Лакхнаути и убил Гийяс-уд-дина. Он получил наместничество в Бенгалии, однако успешно начатое продвижение было прервано в связи с преждевременной смертью Насир-уд-дина в 1229 году. Ихтиар-уд-дин Балка, сторонник Гийяс-уд-дина, захватил верховную власть в Бенгалии. В 1230 — 1231 годах Илтутмиш нанес Балке поражение и убил его; Бенгалия была передана в подчинение Дели, наместником был назначен Малик Ала-уд-дин Джани. Важная крепость Рантхамбхор находилась во владении чахаманского князя. В 1226 году Илтутмиш занял ее. В следующем году он взял Мандор (в Марваре). В 1232 году он отнял Гвалиор у индусского князя по имени Мангал Дева. В 1234 году он вторгся в Мальву и разграбил города Бхилсу и Удджайн; знаменитый храм Махакалы в Удджайне был разрушен, но эти территории не были присоединены. Оценка Илтутмиша. Илтутмиш был правоверным мусульманином. Он был удовлетворен, когда в 1229 году халиф признал его султаном. Фанатики из секты йсмаилитов, повидимому возмущенные преследованиями, в 1234 году покушались на убийство Илтутмиша. Заговор не удался, и единственным его результатом было уничтожение всех приверженцев этой секты в Дели. В 1231 — 1232 годах Илтутмиш построил минарет Кутб-минар в честь знаменитого мусульманского святого Ходжи Кутб-уд-дин Бахтиара Каки, умершего в Дели в 1235 году. Илтутмиш умер в апреле 1236 года. Илтутмиша обычно считают самым крупным из всех правителей династии Гулямов в Дели. Он упрочил свою власть в завоеванных Мухаммедом Гури областях, и при нем новая тюркская империя в Индии стала гораздо более прочной, чем при Кутб-уд-дине. Будь Илтутмиш слабым правителем, империя, по всей вероятности, распалась бы на ряд независимых княжеств, правители которых не признавали бы центральной власти. Таким образом, он известен в истории как неутомимый строитель империи, хотя, подобно своим двум предшественникам, он не пытался создать систему гражданского управления. Его щедрость и покровительство наукам превозносятся современным ему историком Минхадж-уд-дином, который говорит: «Со времени сотворения мира никогда не было суверена такой примерной набожности, столь милостивого и почтительного к отшельникам, святым людям, ученым богословам и законоведам». Раззийя (1236 — 1240 гг.). Перед своей смертью Илтутмиш передал престол свое и дочери Раззийе, вопреки притязаниям сыновей, которых он считал неспособными нести бремя управления империей. Однако знать, не пожелавшая признать женщину своим сувереном, возвела на престол Р.укн-уд-дин Фиру-за, старшего из оставшихся в живых сыновей Илтутмиша, который был известен своим безволием и распущенностью. Султан вел разгульный образ жизни, а ведение государственных дел попало в руки его неразборчивой в средствах матери, Шах Туркан, которая некогда была служанкой в гареме. Начались вторжения извне, внутренние распри. Малик Сайф-уд-дин Хасан Карлуг, тюрк, правивший Разной, Кирманом и Бамианом, вторгся в Нижний Синд и напал на Уч; он был, однако, изгнан из Индии наместником Уча. Гийяс-уд-дин Мухаммед, второй сын Илтутмиша, поднял восстание в Ауде. Восстали наместники Бадауна, Мультана, Ханси и Лахора. Изз-уд-дин Туграл Туган-хан, который правил Бенгалией с 1236 года, не признавал власти Дели. Раззийя искусно использовала дурную славу о Шах Туркан и. спровоцировала разъяренную толпу в Дели схватить ее. Раззийя была провозглашена правительницей, Рукн-уд-дин был схвачен и убит (ноябрь 1236 г.). Его кратковременное правление длилось немногим более шести месяцев. Перед Раззийей стояла очень трудная задача. Наместники Бадауна, Мультана, Ханси и Лахора во главе с вазиром Рукн-уд-дина, Низам-ул-Мульк Мухаммедом Джунайди, шли на Дели; они не хотели примириться с ее восшествием на престол. Они осадили столицу Раззийи. Она не располагала доста точными силами, чтобы дать им бой, но искусными интригами сумела посеять рознь в их лагере. Союз распался, восставшие вожди разошлись, а некоторые из них были убиты. Теперь «от Лакхнаути до Дебала все малики и эмиры проявляли послушание и покорность». Правитель Бенгалии добровольно признал себя вассалом Дели. Уч был передан в руки верного наместника. Хотя правление женщины не было чем-то новым для мусульман и такая возможность ими признавалась, все же существовало некоторое предубеждение против Раззийи. Она, повидимому, оскорбила чувства ортодоксальных мусульман, отказавшись от женской одежды и уединения в зенане [на женской половине дома]. Она носила мужскую одежду и открыто вершила государственные дела как при дворе, так и в походе. Более существенным упреком ей было то, что она отдавала некоторое предпочтение абиссинскому военачальнику по имени Джамал-уд-дин Якут. Тюркская знать того времени представляла собой замкнутую олигархию и претендовала на всю полноту власти, она не собиралась отказываться от своих привилегий и не желала подчиняться самодержавной власти правителя. Первым могущественным эмиром, который открыто выступил против новой политики Раззийи, был Кабир-хан Айяз, наместник Пенджаба. В 1240 году Раззийя начала поход против него. Айяз сдался без сопротивления. Вскоре после своего возвращения в Дели Раззийя столкнулась с более серьезным восстанием. Ихтиар-уд-дин Альтуния, наместник Бхатинды, поднял восстание по наущению тюркской знати, вождем которой был эмир-и-хаджиб(Должность эмир-и-хаджиба примерно соответствует европейскому мажордому) Ихтияр-уд-дин Айтегин. Раззийя отправилась в поход во главе большой армии с целью подавить восстание. Когда она достигла Бхатинды, Якут был убит, сама она была схвачена и заключена в крепость под надзор Альтунийи. Тюркская знать решила возвести на престол Муизз-уд-дина Бахрама, младшего сына Илтут-миша. Бахрам стал султаном в апреле 1240 года, и придворные, возведшие его на престол, заставили его передать всю полноту власти их вождю Айтегину. В июле 1240,года Айтегин был убит по наущению Бахрама—султан не мог смириться с властью всемогущего регента. Между тем Альтунийя, раздосадованный тем, что его обошли при распределении плодов успешного восстания, вернулся к плененной правительнице. Он освободил Раззийю, женился на ней и пошел походом на Дели с целью восстановить ее на престоле. В октябре 1240 года Альтунийя был разбит войсками Бахрама; он и Раззийя были убиты какими-то разбойниками индусами. Раззийя была единственной женщиной, которая занимала престол Дели. Она правила в течение трех с половиной лет. Хотя ее противники в конце концов оказались сильнее ее, все же она была, несомненно, замечательной женщиной. Минхадж-уд-дин описывает ее как «великую, проницательную правительницу, справедливую, благодетельную покровительницу ученых, творящую правосудие, заботящуюся о своих подданных, обладающую военным талантом и наделенную всеми замечательными качествами и свойствами, необходимыми правителю». Историк, однако, с горечью восклицает: «Но что дали ей все эти замечательные достоинства?» Муизз-уд-дин Бахрам-шах (1240—1242 гг.). «Во время правления Илтут-миша самые видные тюрки образовали корпорацию из сорока человек, которые разделили между собой все наиболее крупные лены в империи и все высшие должности в государстве. При талантливом правители Илтутмише верховная власть оставалась неприкосновенной, но в правление его детей власть этих сорока все более возрастала... Престол, несомненно, стал бы добычей одного из сорока, если бы этому не помешало соперничество между ними». После убийства Айтегина Бахрам передал пост эмир-и-хаджиба Бадр-уд-дин Сункару, влиятельному члену «корпорации сорока». Вскоре, однако, он был предан смерти за измену. Его насильственная смерть «полностью изменила настроения эмиров,—говорит Минхадж-уд-дин,—все они стали бояться султана, относились к нему с подозрением, и пи один из них ему больше не доверял». Пока представители знати занимались интригами, стремясь ослабить центральную власть, монголы перешли Инд. Под руководством своего вождя Бахадура Таира, военачальника у Хулагу-хана, они захватили Лахор (декабрь 1241 г.). Многие жители были убиты, а городские стены сравнены с землей. Султан послал войска на помощь наместнику Лахора, нов результате интриг вероломного вазира Низам-ул-Мулька они, дойдя до берегов Сатледжа, вернулись в Дели. По возвращении в столицу мятежная армия осадила крепость султана. Крепость была взята, и султан был убит в мае 1242 года. Ала-уд-дин Мас'уд-шах (1242—1246 гг.). Победившая знать возвела на престол Ала-уд-дин Мас'уд-шаха, юного сына Рукн-уд-дин Фируза. Вероломство и надменность Низам-ул-Мулька привели его к гибели через несколько месяцев после вступления на престол нового султана. Туграл Туган-хан, наместник Бихара и Бенгалии, лишь формально подчинялся власти Дели, он даже попытался вторгнуться в Ауд. Кабир-хан Айяз и его сын Абу Бакр независимо правили в Мультане и Уче. В 1245 году Мультан был захвачен Сайф-уд-дин Хасан Карлугом. Верхний Пенджаб, опустошенный монголами, был фактически занят гаккарами. В 1246 году монголы под началом Мангутаха заняли Мультан и осадили Уч, но обратились в бегство, когда услышали, что на них идет армия султана под командованием Балбана. В результате в Синде была восстановлена власть султана. Насир-уд-дин Махмуд (1246—1265гг.). Надменность и бездарность Мас'уда восстановили против него членов «корпорации сорока». В результате Мас'уд был свергнут (июнь 1246 г.) и убит. Престол был занят ставленником знати Насир-уд-дин Махмудом, младшим сыном Илтутмиша. Ему было тогда семнадцать или восемнадцать лет. В отличие от своих непосредственных предшественников ему удалось править в течение длительного периода; он умер естественной смертью. Мусульманские летописцы приводят преувеличенные рассказы о его благочестии и простодушии, однако есть основание сомневаться в достоверности этих сообщений. Повидимому, Насир-уд-дин вел сравнительно скромную жизнь и удовлетворялся номинальной властью, передав управление государственными делами способным и сильным представителям знати, которых он вряд ли мог контролировать. Улуг-хан, более известный под именем Гийяс-уд-дин Балбана, несомненно,—наиболее выдающаяся фигура в истории правления Насир-уд-дина. Он был тюрком, а о его отце говорится, что он был вождем десяти тысяч семейств. В юности Улуг-хан был захвачен в плен монголами, продавшими его в рабство в Багдаде. Хозяин Улуг-хана взял его с собой в Дели, где его купил Илтутмиш. Он быстро выдвинулся благодаря своим способностям и преданности и стал членом «корпорации сорока». При Раззийе Улуг-хан был эмир-и-шикаром [главным охотничьим.—Ред.]. Он участвовал вместе со знатью в свержении Раззийи, и Бахрам-шах вознаградил его, пожаловав обширные владения в Ре-вари (округ Гургаон в Пенджабе) и в Ханси. Он был организатором похода, заставившего монголов снять осаду Уча в 1246 году. Возможно, что он сыграл большую роль в свержении Мас'уда, что дало возможность Махмуду спокойно вступить на престол. Балбан был близок к тому, чтобы стать фактическим правителем империи. В 1240 году он выдал свою дочь замуж за султана и вскоре после этого официально присвоил себе должность заместителя султана (наиб-и-мамлакат). Его родственники и друзья занимали все важнейшие посты. Естественно, что эта узурпация власти вызвала возмущение других представителей тюркской знати. В 1253 году обращенный индус по имени Имад-уд-дин Райхан убедил султана удалить Балбана. Балбан не протестовал против этой немилости, и Райхан более года правил в Дели в качестве главного советника султана. Однако надменность Райхана раздражала тюркских эмиров, а восстание младшего брата султана Джалал-уд-дина встревожило султана. Таким образом была подготовлена почва для возвращения Балбана. Джалал-уд-дин был признан независимым правителем Лахора. Главная задача Балбана состояла в том, чтобы укрепить власть своего господина в различных провинциях империи. На северо-западе власть султана, восстановленная к концу правления Мас'уда, была непрочной из-за непрекращавшихся набегов монголов и измены наместников. В 1249 году Сайф-уд-дин Хасан Карлуг снова занял Мультан, который, однако, вскоре был возвращен под власть Дели. Несколько лет спустя Кашлу-хан, наместник Мультана и Уча, отказался от подчинения Дели и стал вассалом Хулагу-хана—монгольского правителя Ирана. В 1257 году он пытался захватить Дели при помощи другого восставшего наместника—Кутлуг-хана из Ауда. Эта попытка не удалась. В 1259 году в Дели прибыли посланцы от Хулагу и, повидимому, заверили Балбана, что граница Делийского государства останется неприкосновенной. Мы узнаем, что несколько лет спустя Синдом управлял сын Балбана, но в Пенджабе оказалось труднее вытеснить монголов. В 1254 году о Лахоре сообщалось, что он зависел от монголов. Возможно, что даже к концу правления Махмуда большая часть Пенджаба находилась в сфере влияния монголов. Балбану пришлось иметь дело с неверными наместниками не только на северо-западе. Джалал-уд-дин Мас'уд Джани, наместник Бенгалии и Бихара, присвоил себе титул шаха, хотя формально не отказался от подчинения Дели. Его преемник Мугис-уд-дин Юзбек завоевал Ауд, присвоил себе титул правителя и чеканил монету от своего имени. Он совершил поход в Камруп, где потерпел поражение и был убит в 1257 году. После смерти Мугис-уд-дин Юз-бека власть Дели над Бенгалией была, повидимому, восстановлена; однако в 1259 году Арслан-хан, наместник в Каре, занял Лакхнаути и продолжал править независимо. Его сын и преемник Татар-хан был также независимым правителем. Среди наместников в провинциях, расположенных ближе к столице, был могущественный мятежный наместник Кутлуг-хан, о связи которого с Кашлу-ханом из Мультана говорилось выше. Одна из наиболее трудных задач, стоявших перед Балбаном, заключалась в том, чтобы противостоять попыткам индусских вождей восстановить свое утраченное положение. В 1247 году он подавил выступление индусского правителя в районе Каланджара. В 1251 году он совершил поход против индусского правителя Гвалиора. Однако не делалось никаких попыток установить мусульманское владычество в Мальве и Центральной Индии. Было предпринято несколько походов против Рантхамбхора. Непокорные.племена Мевата (нынешний Альвар, Раджастан) были подчинены. Балбану удалось также подчинить недовольных индусов в двуречье Ганга—Джамны. Достоверные сведения о последних годах правления Махмуда (начиная с середины 1260 г.) отсутствуют, поскольку «Табакат-и-Насири», наш основной источник по данному периоду, неожиданно обрывается на этом месте, а хроника Барани начинается со вступления Балбана на престол. Повидимому, Махмуд умер в 1265 году. Он не оставил наследника мужского пола, и преемником его стал Балбан. Гийяоуд-дин Балбан (1265—1287 гг.). Большой политический опыт Балбана подсказал ему, что первой задачей правителя является ликвидация притязаний тюркской знати. Интриги корыстолюбивых представителей знати обусловили слабость центральной власти, что, в свою очередь, способствовало возникновению волнений, участившихся после смерти Илтутмиша. Бара-ни описывает положение в стране во время вступления Балбана на престол следующими словами: «Страх перед правящей властью, который есть основа всякого хорошего управления и источник славы и величия государств, покинул сердца всех людей, и страна оказалась в ужасном состоянии». Балбан был полон решимости восстановить «страх перед правящей властью» в «сердцах всех людей». Укрепление деспотической власти. Трудно привести точные хронологические данные периода правления Балбана, ибо Барани в своей работе «Та-рих-и-Фируз-шахи», которая является нашим главным источником по этому периоду, пренебрегает хронологией. Меры, принятые Балбаном для ослабления знати, можно подразделить на две группы. В первую очередь он поднял престиж правителя, установив персидский церемониал при своем дворе. Он дал понять, что у правителя не может быть равных. Балбан претендовал на происхождение от мифического тюркского героя Афрасиаба и провозгласил, что «только божественный престиж правителя и внушаемый им благоговейный страх могут заставить людей повиноваться». «Его двор представлял собой торжественное собрание, где были неведомы шутка и смех, откуда были изгнаны вино и азартные игры (отчасти потому, что они были запрещены законом ислама, но главным образом потому, что они порождали товарищеские отношения и фамильярность) и где никогда не упускалась ни одна мелочь этикета». Естественно, что тюркская знать, особенно «корпорация сорока», была раздражена этой недоступностью монарха, но Балбан строго придерживался нового церемониала, и ему удалось создать новую традицию. Балбан не довольствовался косвенным ослаблением положения знати при дворе. Он принял действенные меры для того, чтобы сломить их сопротивление везде, где он имел возможность нанести им удар. Он осуществлял правосудие невзирая на лица, даже самые могущественные представители знати не могли рассчитывать на какую-либо поблажку. Можно даже предположить, что в отношении «корпорации сорока» он был необычайно, излишне строг. Так, например, Малик Бакбак, могущественный наместник Бадауна, приказал засечь до смерти своего слугу. За это преступление его по приказу султана самого засекли до смерти. Хайбат-хан, наместник Ауда, убил человека в припадке пьяной ярости. Балбан приговорил его к плетям и затем передал вдове убитого. Другой член «корпорации сорока» был повешен за то, что он потерпел поражение от восставших. Полагают, что Балбан отравил своего двоюродного брата Шер-хана Сункара—могущественного представителя знати, который управлял Бхатиндой, Бхатнаиром, Саманой и Сунамом. Балбан использовал многих доносчиков (б ар ид) и шпионов, от которых получал подробные сведения о помыслах и поведении знати. Каждый доносчик или шпион, не выполнивший своей обязанности, подвергался жестокому наказанию. Доносчик, умолчавший в своем отчете султану о преступлении Малик Бакбака, был повешен на городских воротах Бадауна. Военная реформа. Важная военная реформа, проведенная Балбаном, повышала боеспособность армии. Илтутмиш жаловал землю многим солдатам на условиях несения военной службы. Наследники этих солдат продолжали пользоваться землей, хотя весьма нерадиво относились к выполнению военных обязанностей. Они даже претендовали на то, чтобы эти земли были отданы им навсегда и без всяких условий. Балбан поручил изучить историю этого вида пожалований, а затем разделил их владельцев на три категории: 1) престарелые, негодные к военной службе; 2) молодые, годные к военной службе; 3) вдовы и сироты. Балбан приказал отобрать землю у стариков, вдов и сирот, которым должно было быть назначено содержание; молодые были взяты в регулярную армию, а доходы от их деревень должны были собираться для них государственными чиновниками. По ходатайству престарелого кствала [градоначальника] Дели, султан частично отменил свой приказ и возвратил старикам их земли. Подавление восстаний. Балбан беспощадно подавлял восстания и вообще все выступления недовольных в своей империи. Непокорные племена Мевата не только грабили путешественников на дорогах, но и совершали нападения в самом Дели. Балбан уничтожил разбойников, вырубил джунгли, служившие им убежищем, и принял ряд военных и полицейских мер для защиты жителей Дели. Индусы из двуречья Ганга—Джамны были не менее мятежны; из-за них полностью прекратилось сообщение между Дели и Бенгалией. Балбан усмирил их беспощадными военными мерами. Могущественным представителям знати и афганским воинам были пожалованы земли на условиях поддержания мира и порядка в их владениях. Восставшие индусы из Катехра (Рохилкханд) были жестоко наказаны: все мужчины были убиты, а женщины и дети отданы в рабство. В 1268—1269 годах Балбан совершил поход в Соляные горы, покарал там мятежных индусов и взял много лошадей для своей армии. Восстание в Бенгалии. Наиболее серьезное восстание в годы правления Балбана произошло в Бенгалии. Мугис-уд-дин Туграл-хан, являвшийся наместником Бенгалии с 1268 года, «потерял от тщеславия голову», его злонамеренные советники убедили его поднять знамя восстания. Возможно, что при этом он рассчитывал на преклонный возраст султана и появление новой угрозы со стороны монголов на северозападной границе. Он присвоил себе титул султана, чеканил монеты и приказал читать хутбу(молитва во здравие законного правителя—читалась по пятницам.) от своего имени. Щедрая раздача денег обеспечила ему много последователей. В 1278 году Балбан поручил Малику Турмати—наместнику Ауда—привести Туграла в повиновение. Однако Малик Турмати был побежден Тугра-лом, чье золото подкупило многих военачальников и солдат из армии султана. Балбан приказал повесить Малика Турмати на городских воротах Ауда и послал новую армию под командованием другого военачальника, повиди-мому Шихаб-уд-дина, наместника Ауда, который добился не большего успеха, чем его предшественник. Тогда Балбан решил лично совершить поход в Бен-галию. В сопровождении своего второго сына Бугра-хана он пришел в Бенга-лию во главе армии, насчитывавшей примерно до 200 тысяч человек. Он нашел Лакхнаути почти полностью покинутой, так как Туграл бежал из столицы вместе со своим войском и приверженцами. Балбан двинулся дальше и достиг Сонаргаона (близ Дакки). Войска Туграла, сосредоточенные в Кима-и-Туграле (неподалеку от Сонаргаона), в панике бежали, сам Туграл был взят в плен и обезглавлен (1281 г.). По возвращении в Лакхнаути Балбан жестоко расправился с приверженцами Туграла. «На каждой стороне главного базара (улице длиной свыше двух миль) был вбит ряд кольев, на которые были посажены члены семьи и приверженцы Туграла. Никому до сих пор не приходилось видеть столь ужасное зрелище, и многие теряли сознание от ужаса и отвращения». Балман, поручая управление Бенгалией Бугра-хану, напомнил при этом ему о расправе на базаре: «Пойми меня и не забывай, что если наместники Индостана или Синда, Мальвы или Гуджарата, Лакхнаути или Сонаргаона поднимут меч и восстанут против престола Дели, такое же наказание, какое постигло Туграла и его семью, постигнет и их, их жен, их детей и всех их приверженцев». По возвращении в Дели султан снова приказал воздвигнуть виселицы для наказания тех, кто перебежал к Тугралу. По ходатайству казн его армии Балбан изменил свое намерение. Те из пленных, кто не играл большой роли, были прощены; те, кто занимал несколько более высокое положение, были изгнаны на различные сроки; те, кто занимал важные должности, были заключены в тюрьму, а главных военачальников посадили верхом на буйволов и возили по улицам Дели. Нашествие монголов. Постоянная угроза монгольского нашествия была одним из важнейших факторов, определявших политику Балбана.Однажды он ответил своим придворным, которые убеждали его завоевать Мальву и Гуджарат, что он не намерен подвергать Дели участи Багдада(В 1258 году Хулагу захватил Багдад и зверски убил халифа Мустасима). Он понимал важность сосредоточения всех своих военных сил на обороне уязвимой северо-западной границы, поэтому он не занимался расширением империи. Центральным вопросом его политики была внутренняя консолидация. Важная пограничная область Мультан—Дибалпур находилась сначала под управлением двоюродного брата Балбана, храброго Шер-хана Сункара, одно имя которого внушало ужас монголам и непокорным пограничным племенам, например таким, как гаккары. С его смертью государство Балбана лишилось надежного хранителя границ. Балбан заполнил эту брешь, назначив своего старшего сына Мухаммед-хана вместо Шер-хана. Наследник престола был способным воином, однако современным ему летописцам больше всего импонировало его покровительство наукам. Амир Хусроу и Амир Хасан— оба начали свою литературную деятельность, пользуясь его покровительством. Он пригласил великого поэта Саади прибыть в Индию; поэт не принял приглашения, сославшись на свой преклонный возраст. Мухаммед-хан составил антологию персидских стихов, содержавшую около 30 тысяч двустиший. Пограничный округ Сунам-Саман был отдан под управление младшего брата Мухаммеда, Бугра-хана. Эти мероприятия обеспечили успешную защиту границы от нападения монголов. Около 1279 года монголы опустошили верхний Пенджаб и даже перешли Сатледж. Большая армия, состоявшая из войск Мухаммеда из Мультана, Бугра-хана из Саманы и Малика Беткарса из Дели, выступила против завоевателей и нанесла им жестокое поражение. Однако в 1286 году, как говорит Амир Хусроу, «грянул гром среди ясного неба, на земле наступил день Страшного суда». Монгольская армия под командованием Тимур-хана вторглась в Мультан, и Мухаммед был убит из засады. По ночам старый султан, который горячо любил своего сына и связывал с ним все свои надежды на будущее, горько оплакивал его гибель, а днем как обычно с достоинством вершил государственные дела. Даже к концу правления Балбана западная граница его государства не простиралась дальше реки Биас. Балбан снова занял и восстановил Лахор. Оценка Балбана. После смерти Мухаммеда Балбан вызвал Бугра-хана из Бенгалии и назначил его своим наследником. Однако Бугра-хан вернулся в Бенгалию без разрешения султана. На смертном одре Балбан назвал своим наследником Кей-Хусроу—сына Мухаммеда. После смерти Балбана его «верные слуги» не посчитались с его последней волей; они возвели на престол молодого Кейкубада—сына Бугра-хана. Балбан был, несомненно, очень способным правителем. В течение четырех десятилетий (1246—1287 гг.) он был фактическим правителем обширной тюркской империи в Индии. О его способностях свидетельствуют его дела: восстановление мира и порядка в стране и успешная защита северо-западных границ от могущественных монголов. Воздерживаясь от войн, направленных на расширение владений он показал ясное понимание сложившейся обстановки. Главнейшей задачей в то время было укрепление империи, и Балбан мудро поступил сосредоточив на этом свое внимание. Его беспощадность иногда вызывает у нас отвращение, но не следует забывать, что он жил в вероломный век. Возвышая монархию и ослабляя значение знати, он придал новые черты тюркскому государству в Индии. Он пунктуально соблюдал все обряды ортодоксального суннита. Он покровительствовал многим беглецам из Центральной Азии, которых монголы вынудили покинуть родину. Балбан поддерживал сердечные отношения с мусульманскими учеными и богословами; сообщают, что он всегда обедал в их обществе и вел беседы на юридические и религиозные темы. Кейкубад (1287—1290 гг.). Кейкубад, который наследовал Балбану в 1287 году, был нерешительным молодым человеком, совершенно неспособным взять на себя бремя, тяжесть которого унесла силы его сурового деда. Бугра-хан не препятствовал вступлению своего сына на престол, но присвоил себе в Бенгалии титул независимого правителя и стал называться Насир-уд-дин Махмуд Бугра-шахом. Кейкубад стал марионеткой в руках одного вельможи по имени Низам-уд-дин. Крупная монгольская армия во главе с Тимур-ханом вторглась в Пенджаб и дошла почти до Саманы. Малик Мухаммед Бакбак разбил монголов близ Лахора и привел в Дели больше тысячи пленных, которые по его приказу были или обезглавлены, или растоптаны слонами. Даже так называемые «новые мусульмане» (монголы, принявшие ислам и поселившиеся в Дели) не избежали наказания. Тем временем Бугра-хан, возможно разгневанный безрассудством своего сына, дошел во главе своей армии вплоть до Айодхьи в Уттар Прадеше (1288 г.). Кейкубад двинул против него войска. Встреча отца с сыном закончилась примирением. «С политической точки зрения независимость Бенгалии была признана делийским султанатом». Бугра-хан дал своему сыну полезные советы по различным вопросам и возвратился в Бенгалию. Отравив Низам-уд-дина, Кейкубад сделал неожиданную попытку восстановить свою собственную власть. Джалал-уд-дин Фируз Хилджи получил важный лен в Баране и был назначен командующим армией. Его возвышение задело могущественную тюркскую знать, которая смотрела свысока на племя хилджи(Хилджи обычно считались афганцами, хотя в действительности они были тюрками. Они в течение многих лет жили в Гармсире (жарком районе Афганистана) и, естественно,, заимствовали многие афганские нравы и обычаи.). Вскоре после этого Кей-кубада разбил паралич. Тюркская знать возвела на престол малолетнего сына Кейкубада, которому был присвоено имя Шамс-уд-дин Кайюмарс. Джалал-уд-дин Хилджи занял Дели, приказал убить Кайюмарса и вступил на престол (март 1290 г.). Таким образом, так называемая династия Гулямов прекратила свое существование, и, как говорит Барани, власть навсегда ушла из рук тюрков.
|