Сочетание индусских и мусульманских идей в области искусства. Джон Маршалл говорит, что архитектура периода султаната была создана объединенным гением индусов и мусульман. Трудно определить, в какой степени эта архитектура обязана Индии и в какой степени исламу. Эта трудность отчасти обусловлен а тем, что, «где бы ни обосновались мусульмане—в Азии, Африке или Европе,—они неизменно приспосабливали к своим нуждам местную архитектуру, которая там преобладала». Так, сарацинская архитектура носила черты различных влияний еще до своего появления в Индии, где она приобрела новые элементы и еще более обогатилась. Из черт, заимствованных у индусов, Маршалл приписывает наибольшее значение таким качествам, как сила и грация. Делийский стиль. Индо-сарацинский стиль в архитектуре развился во всем своем богатстве и разнообразии прежде всего в Дели—центре мусульманской власти и цивилизации в Индии. Мечеть Кувват-ул-ислам, сооруженная в 1193 году Кутб-уд-дин Айбеком в ознаменование завоевания Дели, первоначально была по своему плану и виду сооружением в основном индусского характера, но позднее в ее облике появились некоторые характерные мусульманские черты. Мечеть была расширена Илтутмишем и Ала-уд-дииом. Кутб-уд-дином был заложен, а Илтутмишем закончен Кутб-минар, первоначально являвшийся минаретом, с которого муэдзин мог созывать правоверных на молитву, но вскоре его стали считать победной башней. Фергюсон описывает Кутб-мииар как наиболее совершенный образец башни из всех где-либо существо-ваших, а Маршалл говорит: «Ничто не может быть более внушительным и лучше символизировать власть мусульман, чем это строгое и великолепное произведение, и ничто не могло быть более изысканным, чем его богатая, но скромная резьба». Это было, однако, чисто мусульманским сооружением, так как индусы не знали башен такого типа. Знаменитая мечеть в Аджмире, Архаи-дин-ка-джхомпра, была выстроена Кутб-уд-дином и затем украшена каменной решеткой, построенной Илтутмишем. Ни одного замечательного памятника не было построено в Дели в период между смертью Илтутмиша и вступлением на престол Ала-уд-дина. Реакция против индусского влияния, начавшаяся в правление Илтутмиша, достигла наибольшей силы при Ала-уд-дине. Мечеть, построенная Ала-уд-дином на могиле Низам-уд-дина Аулии, характеризовалась как «самый ранний образец мечети в Индии, построенной в полном соответствии с мусульманскими представлениями». Другой интересный памятник периода Ала-уд-дина, Ала-и-дар-ваза, является «одной из наиболее ценных жемчужин исламской архитектуры». Ала-уд-дин построил город Сири и вырыл водоем Хауз-и-хас. Развалины Сири дают нам некоторое представление о военной архитектуре этого периода. Если архитектура Хилджи замечательна богатством орнамента и сложностью деталей, то сооружения периода Туглаков привлекают «строгой серьезностью», постепенно превратившейся в «суровую пуританскую простоту». Это изменение отчасти было вызвано финансовыми причинами, однако некоторое влияние оказала и религиозная ортодоксальность Мухаммеда Туглака и Фируз-шаха. Гийяс-уд-дин Туглак построил город Туглакабад, развалины которого и сейчас «производят впечатление неприступной силы и спокойного величия». Гробница, которую этот султан построил для себя под стенами этого города, замечательна своей простотой и силой. Мухаммед Туглак построил крепость Адилабад и город Джаханпанах. Фируз-шах был крупным строителем. В Дели он построил дворец-крепость Фирузабад. Султаны Сайиды и Лоди были недостаточно богаты и могущественны, чтобы строить большие сооружения. Лучшими образцами архитектуры этого периода являются гробницы правителей и знати. Пуританизм Туглаков кончился, и архитектура времен Лоди была исполнена «жизни и теплоты», благодаря «магическому прикосновению гения индусов». Эти традиции были продолжены в период Моголов: архитектура Лоди оказала глубокое влияние на архитектуру Моголов. Архитектура в провинциях. Многие правители провинций были покровителями искусств, а в некоторых провинциях развился свой стиль архитектуры. В Бенгалии развалины Гаура и Пандуа до сих пор вызывают наше восхищение. Знаменитая мечеть Адина-масджид в Пандуе, построенная Сикандар-шахом, была одной из крупнейших мечетей мира. Дахил-дарваза в Гауре является «изумительным образцом того, что может быть создано из кирпича и глины». В целом, однако, стиль Бенгалии уступает стилю Гуджарата. В этой западной провинции архитектура достигла наибольшего развития во время правления Махмуда Бегара. Джами-масджид Ахмед-шаха в Ахмеднагаре и большая мечеть Махмуда Бегара в Чампаыере являются одними из наиболее замечательных сооружений мусульманского мира. В стиле Гуджарата все еще преобладали индусские традиции, а в Мальве господствовало мусульманское влияние. Согласно Маршаллу, «Манду—наиболее великолепный из всех городов-крепостей Индии». Следует отметить замечательное сходство стилей Дели и Манду. Большая соборная мечеть Джами-масджид и великолепный зал для торжественных приемов под названием Хиндояа-махал не имеют себе равных по своему «выразительному величию» даже среди памятников Дели. Джаун-пур также был одним из центров развития архитектуры в Северной Индии. Мечеть Атала-масджид, строительство которой было закончено в 1408 году Иб-рахим-шахом Шарки, является прекраснейшим образцом стиля Джанпура. В Декане мусульманское искусство упорно стремилось сохранить свою самобытность: «Нигде в Индии слияние с местным искусством не проходило столь медленно, как на юге». В военной архитектуре султанов государства Бахманидов легко проследить европейское и персидское влияние. Столица Мухаммеда Туглака в Даулатабаде—«один из наиболее поразительных образцов укреплений, известных в средневековом мире». Мечети и гробницы, построенные Бахманидами, рассеяны в Гулбарге и Бидаре. Индусская архитектура. Несмотря на то, что мусульмане воздвигали великолепные сооружения по всей Индии, независимые индусские правители не отказались от своего традиционного покровительства искусству. В Северной Индии лучшие образцы индусской архитектуры этого периода можно найти в Раджпутане. Рана Кумбха из Мевара воздвиг большую победную колонну в Читоре. Могущественные правители Виджаянагара были большими покровителями искусства. Они строили палаты, ведомственные здания, дворцы, храмьг и акведуки, вызывавшие восхищение иностранных путешественников. Знаменитый храм Витхала, заложенный Кришнадева Райей, характеризуется Фергюсоном как «прекраснейшее сооружение этого рода в Южной Индии». Литература. Поэзия на фарси. Известный европейский критик говорит, что «созданная в Индии поэзия на языке фарси не имеет, как правило, подлинно Персидского аромата... который присущ ей на ее родине». Однако, пожалуй, мы не ошибемся, если скажем, что, по крайней мере, некоторые из большого числа поэтов, живших в Индии и писавших на языке фарси в течение длительного периода мусульманского господства, создали работы подлинной красоты и оказали большое влияние на всю персидскую литературу. Величайшим из этих поэтов был Амир Хусроу. Амир Хусроу родился, как предполагают, в 1253 году. Он начал свою деятельность в качестве придворного и поэта в правление Балбана. Одним из ранних покровителей Хусроу был Мухаммед-хан, старший сын Балбана. Со вступлением на престол Джалал-уд-дина Хилджи он был окончательно признан поэтом-лауреатом. Это звание ему удалось сохранить на протяжении правления Ала-уд-дина. Двадцатилетний период правления Ала-уд-дина составляет важнейший этап в литературной деятельности Амира Хусроу и тем самым крупную эпоху в истории индийской литературы на фарси. Амир Хусроу стал последователем Низам-уд-дина Аулия. Он продолжал пользоваться покровительством правителей до самой своей смерти в 1325 году. Предание приписывает Амиру Хусроу девяносто девять произведений. Действительно ли он написал так много или нет, сказать трудно, во всяком случае, есть основания предполагать, что некоторые его произведения утеряны или еще не разысканы. Некоторые из его произведений имеют не только художественную ценность, но и содержат исторические сведения. Одно из его прозаических произведений описывает походы в период правления Ала-уд-дина, в другом он дает интересное описание культуры, религиозных и социальных условий в Индии того времени. Он ясно показывает, что в его время интеллектуальная жизнь побежденных индусов была весьма активной. Что касается индусской религии, то Амир Хусроу правильно понимал основную идею индусов, заключавшуюся в том, что статуи богов и обоготворяемые индусами предметы являются лишь символами могущества и величия бога. Как это отличается от ортодоксальной мусульманской точки зрения! Мы ясно видим, что лучшие представители среди победителей только начинали понимать незнакомый народ страны, в которой они поселились, и что были сделаны первые шаги к той терпимости и примирению, товариществу и взаимной симпатии, которые должны были объединить победителей и побежденных во время правления Акбара. Другой выдающийся индийский поэт, писавший на фарси, Мир Хасан Дехлеви, был современником Амира Хусроу. Он умер во время правления Мухаммеда Туглака. Его произведения описываются как «музыкальные и весьма приятные». Исторические хроники на фарси. В этот период было написано несколько ценных исторических хроник на фарси. «Табакат-и-Насири» Минхадж-уд-дина, «Тарих-и-Фируз-шахи» Барани, «Тарих-и-Фируз-шахи» Шамс-и-Сирадж Афифа и «Тарих-и-Мубарак-шахи» Яхья-ибн-Ахмада являются основными работами, которыми пользуются современные историки, изучающие Делийский султанат. Происхождение языка урду. «Различные потребности, заставлявшие мусульман и индусов встречаться друг с другом, повлекли за собой развитие общего языка». Этот общий язык стал известен под названием урду. «Урду по своему происхождению является диалектом западного хинди, на котором в течение столетий говорят в районе Дели и Мирута, и непосредственно происходит от саура-сенского пракрита». Этот в основном индусский язык после появления мусульман постепенно персианизировался и с течением времени приобрел новые черты. Амир Хусроу был первым писателем, который использовал урду для выражения поэтических образов. Литература индусов. Было бы ошибкой думать, что литературная деятельность индусов прекратилась с наступлением политического упадка. Крупные ученые, такие, как Рамануджа, Партха Саратхи Мисра, Дева Сури, Джива Госвами, Виджанешвара, Джимутавахана, Вачаспати Мисра и другие, написали на санскрите много ценных работ по религии, философии и праву. Санскрит привлекал даже мусульманских ученых, и некоторые санскритские работы были переведены на язык фарси. К концу этого периода религиозное движение стимулировало развитие литературы на местных языках в различных провинциях. Движение бхакти. Рамананда. Крупное религиозное движение, распространившееся по всей Индии и оказавшее большое влияние на духовную и социальную жизнь страны в средние века, возникло на юге. Начало его можно проследить в работе знаменитого философа-реформатора Шанкарачария, величайшей заслугой которого является уничтожение клонившегося к упадку буддизма и возрождение индуизма. Он развивал логичную монистическую систему, но его положение о том, что знание есть единственный путь к истине, столь близкое ученым-брахманам, не нашло отклика у простого народа. В это время стали понимать, что лучшим средством привлечь мысли народа к индуизму было изложение его основ в форме, понятной массам. Необходимость сделать индуизм живой, активной силой в жизни простого народа ощущалась все сильнее и сильнее, ибо ислам уже бросил грозный вызов хранителям индусского общества на юге. Культ бхакти как раз и предоставлял столь необходимый выход, его указал великий учитель вишнуизма Рамануджа, который умер, по всей вероятности, в 1137 году. Рамананда, последователь школы Рамануджи, живший, повиди-мому, в последней четверти XIV века и в первой половине XV века, был «мостом между движением бхакти на юге и на севере». Упрощение культа и ослабление традиционных кастовых правил были важнейшим вкладом Раманан-ды в разрешение религиозных проблем его века. Высказывались предположения, что эти новшества были обусловлены, по крайней мере отчасти, влиянием ислама. Соприкосновение Рамананды с исламом в Бенаресе вылилось в одно из наиболее плодотворных движений в истории Индии. Не следует, однако, преувеличивать успехи Рамананды. Нет данных, показывающих, что его учение послужило шагом к преодолению отчужденности между индусами и мусульманами. Мусульмане не приняли культа Рамы— Ситы. Единственным известным последователем Рамананды среди мусульман был Кабир, но, согласно одному преданию, Кабир не был мусульманином по рождению. Индуизм постепенно поглотил более свободное от предрассудков движение, начало которому положил Рамананда. Большинство нынешних последователей этого реформатора строжайшим образом соблюдают кастовые правила. Кабир. Наиболее ценное, что было у Рамананды, развил в своем учении Кабир, который из всех реформаторов средневековой Индии был наиболее свободным от сектантской ограниченности. Он жил в XV веке. Маколиф говорит: «Кабир писал произведения, которые могут быть приняты всеми вероисповеданиями и которые, если к ним подходить без предвзятости, пригодны для спасения души любого человека. Кабир придавал такое значение превозношению имени божия, что по сравнению с этим в его глазах не имело значения соблюдение кастовых правил и индусских и мусульманских религиозных обрядов». Он вел жизнь простого семьянина и, несмотря на мистицизм, столь характерный для его стихов, преследовал своими реформами практические цели. Он был первым вождем средневековой реформации, который сознательно попытался объединить индусов и мусульман в области религии. Он жалуется: «Индус взывает к Раме, мусульманин—к Рахману1, а вместе с тем они враждуют между собсй и убивают друг друга, и ни один из них не знает истины». Чайтанья. В XV веке религиозная жизнь в Бенгалии находилась в застое. «Кастовые правила становились все более и более строгими... отчуждение между людьми все более углублялось в результате кастовых ограничений. Низшие слои общества стонали под гнетом самовластия высших слоев, закрывавших для низших классов путь к образованию... Религия новой школы (пура-нический) стала монополией брахманов». 'Естественная реакция на эту систему получила свое выражение в вишнуизме, который проповедовал Чайтанья (родился в 1485 г., умер в 1533 г.). Этот великий учитель поднял голос против ритуалов, которым брахманы придавали наибольшее значение, и заявил, что подлинное поклонение богу состоит в любви и преданности. Принимая учеников, он не соблюдал кастовых ограничений, и даже мусульмане допускались в новое религиозное братство, созданное под его влиянием. Подобно методистскому учению в Англии, возникшему двумя веками позднее, вишнуизм открыл низшим кастам новую духовную жизнь и знание. Вишнуизм является также вечным даром, который принесла Бенгалия Ориссе и Ассаму. Реформаторы Махараштры. В далекой Махараштре некоторые ревностные реформаторы пытались перекинуть мост между индуизмом и исламом. Ранаде говорит, что они «призывали народ не делать различия между Рамой и Рахимом*, освободиться от оков формального ритуала и кастовых различий и объединиться в общей любви к людям и вере в бога». Центром движения бхак-ти в Махараштре было святилище Витхобы в Пандхарпуре на берегах Бхимы. Из религиозных учителей, связанных с этим движением, следует выделить Джианешвара и Намдева (XIII и XIV века), Экнатха и Тукарама(ХУ и XVI века) и Рамдаса (XVII век). Типично для Намдева следующее его высказывание: «Обеты, посты и самоизпурение вовсе не являются необходимостью, равным образом вовсе не обязательно вам совершать паломничество. Прислушивайтесь к зову сердец ваших и всегда воспевайте имя Хари». Писания и проповеди этих религиозных реформаторов «являлись духовной основой деятельности политических вождей, подобных Шиваджи... Древняя сокровищница науки и философии, существовавшая до сих пор только на санскрите и недоступная вследствие этого массам, передавалась руководителями движения бхакти в различных по форме популярных и привлекательных стихах на маратхском языке, часто переложенных на музыку; они также обращались через своих наиболее чтимых божеств с горячим и полным горечи призывом к всемогущему богу помочь угнетенным народам избавиться от преследований мусульман». В этом заключается значение маратхских религиозных реформаторов в политической истории. В результате их усилий «биение новой национальной жизни стало ощущаться во всей стране». Сикхизм. Гуру Нанак, основатель сикхизма, родился в 1469 году в Тал-ванди в округе Лахор и умер в 1538 году. Трудно дать его подлинную биографию, ибо имя его окружено легендами. Тем не менее некоторые основные факты нам известны. В ранний период своей жизни он занимал небольшой пост при Даулат-хане Лоди—наместнике Лахора,—но после большой внутренней борьбы он пришел к выводу, что «нет индусов и мусульман», и взял на себя роль религиозного наставника. Он много странствовал по Индии и был даже в Мекке и Багдаде. В последние годы своей жизни он обосновался в Картарпуре (в Пенджабе) и занимался укреплением своей секты и проповедью основ своей веры. Существо учения Гуру Нанака заключается в трех идеях: один бог, один гуру (учитель—глава секты), одно имя (бога). Некоторые авторы склонны думать, что он был «революционером, стремившимся опрокинуть признанное устройство того общества, в котором он родился, вызвать социальный переворот и установить новый порядок на развалинах старого». Согласно более обоснованной точке зрения, «Гуру Нанак не пытался разрушить существующий общественный порядок—он стремился к, реформе, которая соответствовала бы потребностям времени». Последователи Гуру Нанака, вероятно, рассеялись бы и постепенно затерялись в индусском обществе, подобно последователям других реформаторов, как Рамананда и Кабир, если бы Нанак еще до своей смерти не назначил бы себе преемника. Назначение АН гада в качестве гуру является фактом величайшего значения в истории сикхов, ибо это обеспечило единство и преемственность. Именно при Ангаде (1538—1552 гг.) сикхи превратились из небольшой секты в четко оформленную религиозную общину. Предание приписывает Ангаду изобретение алфавита гурумукхи. Преемником Ангада был Амар Дас (1552—1574 гг.), при котором сикхизм получил дальнейшее развитие, причем значительное. Сикхи стали обособленной религиозной общиной со своими собственными социальными порядками и идеалами. Четвертый гуру, Рам Дас (1574—1581 гг.), заложил город Амритсар. Звание гуру стало наследственным. поскольку Рам Дас назначил своим преемником своего младшего сына Арджуна. Пятый гуру, Арджан (1581—1606 гг.), был крупным организатором. Он ввел систему масанд (уполномоченных) для сбора взносов со своих последователей. Таким образом, сикхи постепенно организовали нечто вроде своего собственного управления и стали рассматривать себя как особую и в некотором роде самодовлеющую единицу внутри государства. Пожалуй, наибольшим достижением гуру Арджана было составление «Грантх Сахиба» (1604 г.), «священной книги» сикхов. Политическая и религиозная деятельность Арджана возбудила подозрение могольского падишаха Джахангира, и сикхский гуру был предан жестокой казни. Период мирного развития сикхизма закончился, а развитие сикхов как военной секты началось при сыне и преемнике Арджана—Харгобинде (1606—1645 гг.). Результаты религиозной реформации. Два важных последствия движения реформации заслуживают особого упоминания. Во-первых, религиозные наставники пытались, и в значительной мере успешно, перебросить мост через пропасть, разделявшую индусов и мусульман, и тем самым подготовить почву для политики веротерпимости Акбара. Во-вторых, во многих провинциях литература на языках народов этих провинций получила определенный толчок к развитию. Большинство религиозных реформаторов пользовались народным языком для распространения своего учения и, тем самым, придали этому языку новое значение. В Бенгалии вишнуиты создали обширную лирическую литературу на презираемом местном языке. В Махараштре стихи, сочиненные религиозными реформаторами, послужили основой маратхской литературы. В Пенджабе гуру излагали свое учение на местном языке и изобрели новый алфавит.
|