Главная История Индии o20.02. Монгольская империя общий обзор - искусство.
o20.02. Монгольская империя общий обзор - искусство. |
Архитектура при Акбаре. При Акбаре велось большое строительство.
Наиболее выдающимися памятниками его правления являются гробница Ху-маюна в Дели, дворцы-крепости Агры и,Лахора, а также здания в Фатхпур-Сикри. Гробница Хумаюна в Дели построена по замыслу жены Хумаюна— Хаджи-бегум, которая была верной спутницей мужа в период его изгнания в Персию. Хаджи-бегум внесла в архитектуру могольского периода элементы персидского зодчества, она поместила здание в центре парка, что явилось нововведением. Стены дворца-крепости Акбара в Агре поднимаются на 70 футов— это был «первый пример архитектурного решения стен столь крупного масштаба в обработанном камне». Главный вход дворца-крепости—Делийские ворота—является лучшим образцом архитектуры ворот в Индии и производит наиболее сильное и глубокое впечатление. Крепость в Агре показывает, что на зодчего, создавшего ее, большое влияние оказала архитектура крепостей раджпутов. Фатхпур-Сикри, находящийся в 26 милях от Агры, со сказочной быстротой был превращен Акбаром из пустынной возвышенности, где рыскали только дикие звери, в город с садами и изящными зданиями. Акбар жил в этом городе в 1569—1585 годах. Даже памятники и другие произведения искусства времен Акбара свидетельствуют о его политике веротерпимости. Местным мастерам было позволено придать многим зданиям черты, характерные для джайнских и индусских храмов. Это индусское влияние сказалось особенно сильно в архитектуре дворца Джодх Бай в Фатхпур-Сикри. Из архитектурных сооружений в Фатхпур-Сикри наибольшее впечатление производит Буланд-Дарваза—ворота, которые были сооружены в честь покорения Акбаром Гуджарата. «В искусстве каждой страны есть такая область, где талант проявляется с наибольшей полнотой. Для моголов такой областью было строительство сооружений, являющихся воротами города». Архитектура зданий, воздвигнутых при Акбаре, оказала влияние на местную индийскую архитектуру. «Могольская строгость, лежащая в основе и сочетающаяся с индусской декоративной пышностью,—вот стиль, образцами которого являются здания в Амбере и Джодхпуре. Абу-л-Фазл следующим образом описывает архитектурный стиль Акбара: «Его Величество создает планы великолепных зданий и облекает плод своего ума и души в одежды из камня и глины». Живопись при Акбаре, Живопись широко использовалась Акбаром для украшения зданий. Живопись могольского периода в основном была фресковой. Акбар собрал у себя в Фатхпур-Сикри множество мастеров, из которых наиболее известными были перс Ходжа Абд-ус-Самад и индийские мастера Дасванатх и Басаван. Знаменитое искусство индийской живописи возродилось и получило новое направление под покровительством Акбара. «Возникла и развилась новая школа, последователи которой целиком посвящали себя портретной живописи и иллюстрированию, увлекаясь изображением оживленных многолюдных сцен драматического характера. Атмосфера того времени напоминала, скорее, атмосферу императорского Рима, чем атмосферу Флоренции во времена Лоренцо Великолепного. Покровительство Акбара искусству имело бы менее значительные результаты, если бы он не способствовал возрождению местных школ индийского искусства». Искусство при Джахангире. Джахангир был дилетантом, который мог еще разобраться в миниатюре, но не был способен понять «величие и широту, присущие подлинному архитектурному сооружению». Гробница Акбара в Си-кандаре возле Агры и гробница самого Джахангира в Шахдаре—это сооружения, которые не производят сильного впечатления, хотя минареты, возвышающиеся на четырех углах гробницы Акбара, знаменуют собой новый шаг в развитии могольской архитектуры. Джахангир был любителем миниатюры, и его правление примечательно также тем совершенством, которое было достигнуто в планировке знаменитых могольских садов с площадями-террасами, искусственными водоемами и множеством фонтанов. Он создал прелестный сад Ша-ламар-Баг в Кашмире. Появление нового направления в могольской архитектуре можно проследить на примере гробницы Итимад-уд-доулы в Агре, это направление было связано с «утонченным феминизмом» образованной супруги Джахангира. Помимо того что гробница построена с большим эстетическим вкусом, это сооружение знаменует собой переход от более простых построек Акбара и Джахангира, материалом для которых служил песчаник, к сооружениям Шах Джахана из белого мрамора. Искусство при Шах Джахане. В отличие от своих предшественников, Шах Джахан меньше поощрял литературу или искусство миниатюры, поскольку все его внимание было обращено на архитектуру. Созданные при нем сооружения отличаются изяществом и стройностью. В Агре и Дели он построил дворцы, поражающие своей величественностью, изысканной красотой. Говоря словами автора «Бадшах-намэ», эти «прекрасные творения исполнены высшего совершенства». Мраморные сооружения Шах Джахана в Агре—Ди-ван-и-ам, Диван-и-хас, Хас-Махал, Шеш-Махал, Муссаман Бурдж, Моти-Масджид—это шедевры могольского стиля в эпоху его наивысшего расцвета. Созданное при Шах Джахане новое архитектурное сооружение в Дели—величественная резиденция падишаха,—вероятно, оправдывает его знаменитую фразу: «Если есть на земле рай, то—вот он, вот он». Мечеть Джами в Дели он построил в величественном стиле, архитектура мечети в Агре «определенно обращена к интимным чувствам». Самым чудесным цветком в букете могольского искусства является Тадж-Махал—«сочетание высшего искусства с прекрасным строительным мастерством». Это произведение, обнаруживающее величайшие художественные достоинства и большую научную мысль, техническое мастерство и совершенство планировки, производит чарующее впечатление. Шах Джахан предполагал соорудить на противоположном берегу реки Джамны свою гробницу, воспроизводящую формы Тадж-Махала, но не из белого мрамора, а из черного. Здания собирались соединить мостом. Война за престол помешала осуществлению намерений Шах Джахана, а его преемник, не отличавшийся сыновней преданностью, забросил этот проект. Упадок могольского искусства. При Аурангзебе деятельность Моголов в области искусства резко прерывается. Несмотря на все свое религиозное рвение, Аурангзеб не построил ни одной гробницы, ни одной мечети, которую можно было бы рассматривать как выдающийся памятник искусства. Наблюдается упадок в стиле. И прежде всего в этом упадке искусств повинен сам Аурангзеб. Но, как говорит английский искусствовед Перси Браун, «при Шах Джахане страна переживала период бурного творческого подъема, в течение которого были достигнуты высоты искусства. В дальнейшем обычно наступает период упадка. История искусства дает несколько примечательных примеров этого. В их числе можно назвать развитие великих школ живописи Европы в XVII веке, которые, создав прекраснейшие произведения, впали затем в состояние глубокого упадка. То же самое произошло с архитектурой периода Моголов». В связи с изучением могольского искусства было отмечено, что в «Индии имена большинства зодчих и художников не дошли до нас, и поэтому невозможно проследить взаимоотношения между гением и его окружением, что является такой важной темой в истории европейского искусства». |