Главная История Индии o21.04. Падение монгольской империи - Сикхи, Джаты и Раджпуты..
o21.04. Падение монгольской империи - Сикхи, Джаты и Раджпуты.. |
Сикхи в XVII веке. В предыдущих главах была кратко изложена история сикхов до трагической гибели гуру Арджана в 1606 году. При его сыне и преемнике Харгобинде(1606—1645 гг.) сикхи создали мощную военную организацию. Харгобинд был человеком воинственным, он держал конюшню в 800 лошадей и имел в своей свите 300 всадников. «Он обнажал меч и, сопровождаемый своими преданными сторонниками, передвигался в тылу могольских войск либо смело вел их на борьбу против могольских наместников провинций или своих личных врагов. При Харгобинде численность сикхов сильно возросла, а налоговая система Арджана и военная система его сына послужили основой своего рода отдельного государства сикхов внутри империи».
Харгобинд обошел своих сыновей и назначил своим преемником внука Хар Рая (1645—1661 гг.). Хар Рай был миролюбивым человеком, но за сотрудничество с Дара Шукохом во время войны между сыновьями Шах Джахана должен был послать в Дели своего старшего сына Рам Рая в качестве заложника. Ему наследовал его второй сын Хар Кришан (1661—1664 гг.). Вызванный в Дели, он умер там от оспы, назначив девятым гуру Тегх Бахадура, второго сына Харгобинда. В самом начале своей деятельности Тегх Бахадур был вызван в Дели в связи с его действиями, которые не понравились Аурангзебу; но ему покровительствовал Рам Сингх, сын мирзы Джай Сингха, раджи Амбера, и вместе с ним гуру отправился в Патну, а оттуда в Ассам. После своего возвращения в Пенджаб он был схвачен и доставлен в столицу, где в 1675 году был предан позорной казни по приказу падишаха. Говорили, что он был казней из-за своей постоянной вооруженной борьбы с Моголами. Однако, согласно сикхскому преданию, он был безобидным человеком и вел жизнь странствующего святого. Так или иначе, этот случай в очень значительной мере способствовал превращению сикхов в воинов. Прежде чем отправиться в Дели по вызову падишаха, Тегх Бахадур опоясал своего младшего сына Гобинда мечом Харгобинда, объявив его таким образом своим преемником в случае своей гибели. Гуру Гобинд Сингх (1675—1708 гг.). Этот последний апостол сикхов пробудил своих сторонников к новой жизни. Он учредил халъсу, или теократию Сингхов (львов). Философская основа религии осталась без изменений, но внешняя ее форма и обряды были преобразованы. Его последователи отныне должны были именоваться Сингхами, или львами. Обряд посвящения получил название пахул. Девизом сикхов должны стать слова: «Да здравствует гуру!» Они должны были почитать память гуру Нанака и его преемников. Им надлежало носить длинные волосы, кинжал, гребень, браслеты и штаны. Вск> свою энергию они должны были посвящать клинку, постоянно вести войну и поражать врагов. С помощью нового имени, новой одежды, нового оружия, новых обрядов «он мобилизовал энергию сикхов и направил ее к одной цели. В результате община сикхов была сплочена воедино во имя достижения специальной цели». Религиозный наставник, военный вождь и повстанец, Гобинд Сингх был человеком, деятельность которого трудно проследить год за годом. Он сражался против вождей горных племен Пенджаба, а также против войск Могольской империи; его сыновья были казнены могольским фоудждаром в Сирхинде. Он выступил на стороне Бахадур-шаха в войне за престол и отправился вместе с ним в Южную Индию, где был убит одним афганцем в 1708 году. Он объявил, что функции и прерогативы гуру в дальнейшем предаются хальсе. Таким образом пост гуру был упразднен. Война сикхов за независимость в XVIII веке. Банда был преемником гуру Гобинд Сиигха в качестве временного вождя сикхов. Он захватил Сирхинд и убил тамошнего фоудждара, который был повинен в убийстве сыновей гуру Гобинд Сипгха. Он завладел частью территории у подножья гор, но был изгнан из своей крепости в Лохгархе Бахадур-шахом и Муним-ханом. Он вновь появился в Сирхинде во время правления ФаррухСийяра; затем, вынужденный укрыться в крепости Гурдаспур, он держался там до тех пор, пока не кончились запасы продовольствия. Вместе со своими последователями он был казнен в Дели в 1716 году. Наместники Пенджаба продолжали усиленно преследовать сикхов. Но вторжения Надир-шаха и Ахмед-шаха Абдали создали условия, благоприятные для сикхов, перед которыми всегда, даже в дни тягчайших испытаний, стоял образ гуру Гобинд Сингха. После 1752 года с властью Моголов, поскольку дело касалось Пенджаба, можно было не считаться, и сикхи должны были драться с Ахмед-шахом Абдали. Ожидали, что после большой победы над маратхами при Панипате(1761 г.) Абдали сможет укрепить свою власть над Пенджабом. Но тактика мелких сикхских отрядов, рассчитанная на изматывание врага, их неуловимость не позволили Ахмед-шаху Абдали сокрушить сикхов. Сикхам же удалось подорвать силы великого воителя. Он одержал победу в 1762 году близ Лудианы, когда было убито 12 тысяч сикхов, но и эта победа не имела решающего значения. В 1767 году он фактически признал свое поражение и оставил сикхов в покое. Успех сикхов в их длительной борьбе против Абдали объяснялся несколькими причинами. Прежде всего сикхский метод ведения войны как нельзя лучше соответствовал обстановке. Не имея никаких шансов на успех в крупных сражениях, они стремились перерезать пути снабжения Абдали и таким способом победить его без боя. Ахмед-шах не мог добраться до их горных убежищ. Во-вторых, он не мог выделить достаточного количества войск в Пенджабе для того, чтобы не дать сикхам возможности восстановить свои владения и власть. В-третьих, в Афганистане происходили частые восстания, которые отвлекали его внимание от Индии. Наконец, как бы одарен и как бы велик ни был полководец, он всегда будет находиться в невыгодном положении, ера-, жаясь против вооруженного народа, который воодушевлен сознанием того, что он борется за свою собственную судьбу. Ахмед-шах, как говорят, заметил, что для полного уничтожения могущества сикхов нужно выждать, пока иссякнет их религиозное воодушевление. Во время войны за независимость сикхи выступали почти единым фронтом, и слава победителя в этой борьбе принадлежит всему народу, а не какой-либо отдельной личности. После фактической ликвидации власти Абдали ученики гуру Гобинд Сингха разделили большую часть Пенджаба между собой и образовали 12 мисалей, или объединений воинов, возглавляемых могущественными вождями, создав таким образом систему, которая была охарактеризована как «теократический союз феодалов». Возвышение и падение джатов. Одна ветвь джатов поселилась в местности к югу от Джамны—между Агрой и Дели. Они могли угрожать с юго-запада пути, соединяющему эти две столицы, а также путям, ведущим из Агры и Дели через Аджмир в Декан. В годы правления Аурангзеба этот мужественный народ стал причинять Моголам значительное беспокойство. Восстание Гокла Джата было подавлено в 1669 году, восстание раджи Рам Джата—в 1688 году. В 1705— 1707 годах снова произошли волнения джатов под предводительством Бхад-джи. Сын Бхадджи, Чураман, был в 1707 году принят па могольскую службу, но в период правления Мухаммед-шаха попал в немилость. Чураман укрепил свое положение, построив крепость в Тхуне. Решено было подавить его сопротивление. В 1716 году с этой целью бы послан Савай Джай Сингх, князь Амбера. Он занял Тхун, но придворные в Дели убедили падишаха принять условия, благоприятные для джатского вождя. Вождь джатов располагал значительными силами, которые находились слишком близко от столицы падишаха. Сыновья Чурамана восстали и укрылись в крепости Тхун. Племянник Чурамана, Бадан Сингх, перешел на сторону моголов, которым удалось захватить Тхун в 1721 году. Бадан Сингх стал вождем джатов. После смерти Бадан Сингха в 1756 году его приемный сын и наследник Сурадж Мал превратил джатов в грозную силу в Индостане. При Бадан Синг-хе и Сурадж Мале в их владениях было построено или восстановлено четыре сильные крепости—Диг, Кумбхер, Бхаратпур и Вер. Сурадж Мал обучил кавалеристов по им же самим разработанному методу. Маратхи, так же как и Ахмед-шах Абдали, не раз вторгались в его страну. В этих случаях Сурадж Мал удалялся в свои крепости, где чувствовал себя в безопасности. В 1757 году во время афганского вторжения джаты оказали исключительно упорное сопротивление в Чаумухе, когда афганцы пытались разграбить Матхуру. Джатам не удалось остановить вторжение, но их сопротивление, вероятно, было самым упорным, какое когда-либо встречали захватчики. Когда Ахмед-шах Абдали ушел после Панипатской битвы, джатский раджа, невидимому, был самым могущественным властителем в Индии, располагавшим «совершенно свежими силами и несметными богатствами». Он захватил крепость Агру в июне 1761 года. К несчастью для государства джатов, Сурадж Мал погиб в 1763 году в стычке с Наджиб-уд-доулой, который был в это время диктатором Дели. Сурадж Малу наследовал его сын Джавахир Сингх. Последний провел бурную жизнь. Он был убит в 1768 году. После этого начался упадок государства джатов. Оно было ослаблено семейными распрями и междоусобицей. Могольская армия Шах Алама II под предводительством мирзы Наджаф-хана вернула в 1773 году Агру и в 1776 году Диг. Государство джатов пришло в упадок, но не было уничтожено; его столицей являлась неприступная крепость Бхаратпур. Раджпуты в XVIII веке. Рана Радж Сингх, правитель Мевара, умер в 1680 году. Его государство, ранее неоспоримо занимавшее первое место среди государств, правители которых были индусами по религии, утратило свое былое значение в результате слабости преемников Радж Сингха и их отдаления от делийского двора. Амбер играл очень важную роль в могольский период, когда правителями его были Бхагван Дас, Ман Сингх и мирза раджа Джай Сингх. Столь же важным княжеством в то время был, пожалуй, Джодхпур; ратхорские воины играли большую роль в могольской армии. Тридцатилетняя война в Марваре после смерти Джасвант Сингха на некоторое время ослабила это государство. Во времена Мухаммед-шаха два выдающихся князя Раджпутаны, Савай Джай Сингх из Джайпура и Абхай Сингх из Марвара, занимали выдающееся положение при Могольском дворе. Джай Сингх умер в 1743 году, Абхай Сингх—в 1749 году. С распадом Могольскои империи Раджпутана лишилась мира, который верховная власть Моголов установила и поддерживала около двух веков. «Раджпутана стала зоологическим садом со снесенными решетками клеток и без сторожей». Существовало три очага усобиц—Бунди, Джайпур и Марвар,—где соперники боролись друг с другом за право наследовать престол. Маратхи вторглись в эти земли, выступая на стороне одного из соперников. Холькар и Синдхия рассматривали Раджпутану, раздираемую усобицами, как удобный объект грабежа. Вторжения маратхов продолжались и тогда, когда междоусобная война в Раджпутане прекратилась. Такова история Раджпутаны до установления британского владычества—история войн, внутренних и внешних, с их неизбежными последствиями: беспорядками и экономической разрухой. Раджпуты в .XVIII веке казались народом, который навсегда перестал играть сколько-нибудь заметную роль. |