Лорд Каннинг (1856—1862 гг.)- После подавления восстания 1857 года внимание Каннинга, естественно, было сосредоточено на восстановлении порядка и мира путем мер, направленных на улучшение внутреннего положения. Однако его деятельность в этом направлении была встречена в штыки теми европейцами, которые не находились на государственной службе и во всем обвиняли именно его, говоря о его «близорукости, слабости и неспособности». Агрессивный дух европейских купцов нашел свое выражение в пресловутых «индиговых бунтах» в Бенгалии. Дефицит, вызванный восстанием 1857 года, сделал необходимым реорганизацию финансовой системы. Работа в этом направлении была начата экспертом английского казначейства Джемсом Вильсоном, посланным в Индию в 1859 году. После его преждевременной смерти работу продолжил специалист по финансовым вопросам член совета при генерал-губернаторе Самуэль Ленг. Вильсон ввел подоходный налог и установил единую 10-процентную пошлину на ввозимые товары. Планы Вильсона относительно введения обратимой бумажной валюты и сокращения расходов были осуществлены Ленгом. Многие признавали, что система постоянного землеустройства(Речь идет о земельно-налоговой системе заминдари в Бенгалии.) губительно отражалась на положении арендаторов. В 1858 году Совет директоров заявил, что «права бенгальских райятов молчаливо признаны несуществующими, райя-ты фактически превратились в бесправных арендаторов». Закон 1859 года о ренте, который распространялся на Бенгалию, Бихар, Агру и Центральные провинции, но не касался Ауда и Пенджаба, предоставлял райяту права на постоянную аренду при определенных условиях. Положительные результаты этого закона были в значительной степени сведены на нет сутяжничеством заминдаров. При Каннинге была успешно завершена работа по кодификации, начатая Маколеем около 30 лет назад. В 1860 году был издан Индийский уголовный кодекс. В 1861 году появился Уголовно-процессуальный кодекс. В том же году вместо прежних верховных судов надалатов Ост-Индской компании были учреждены государственные Верховные суды в каждом президентстве. Закон об Индийских советах 1861 года. Законодательный орган, учрежденный по закону о хартии 1853 года, занял независимую позицию по отношению к исполнительной власти и нередко выступал с критикой действий последней. Самодержавный Дальхузи поддерживал идею независимости законодательной власти, но Чарльз В уд, занимавший в то время пост президента Контрольного совета, противился превращению Законодательного совета в «англо-индийскую палату общин». Лорд Каннинг, который был недоволен критикой, соглашался с Вудом. Итак, ощущалась необходимость ограничить деятельность совета исключительно вопросами законодательства. В то же время существовали возражения против централизации законодательной власти. Правительства Мадраса и Бомбея испытывали затруднения в связи с потерей права издавать свои законы. Настоятельно требовалась некоторая децентрализация законодательной власти. Кроме того, необходимость ввести в Законодательный совет некоторых влиятельных индийцев также предполагала определенную реорганизацию законодательной системы. Чарльз Вуд указывал, что такой шаг «будет способствовать примирению высокопоставленных туземцев с мыслью, что мы правим страной». После восстания 1857 года такое примирение «высокопоставленных туземцев» являлось настоятельной политической необходимостью Закон 1861 года об Индийских законодательных советах предусматривал, что функции Законодательного совета должны ограничиться исключительно изданием законов. Совет не имел права контролировать деятельность администрации и финансы. Он также не имел права интерпелляции. Правительства Мадраса и Бомбея вновь получили право издавать свои законы. Разграничения законодательной компетенции центральных и провинциальных органов не было. Однако генерал-губернатор мог наложить в^то на любой закон провинциального правительства. Законодательные советы были учреждены в Бенгалии, Северо-Западных провинциях (называемых теперь Уттар Прадеш) и в Пенджабе в 1862, 1886 и 1897 годах. В целях более успешного осуществления законодательных функций госсовет при генерал-губернаторе и советы при губернаторах Мадраса и Бомбея были расширены за счет членов, из которых половина должна была состоять не из чиновников. Несколько из этих дополнительных мест предоставлялось «высокопоставленным туземцам», хотя закон не содержал специальных указаний на этот счет. В чрезвычайных случаях генерал-губернатор был уполномочен без согласия Законодательного совета издавать приказы, которые могли оставаться в силе лишь в течение шести месяцев. Закон 1861 года устанавливал также систему распределения портфелей в правительстве Индии. До правления Каннинга считалось, что управлением Индией должен заниматься весь Исполнительный совет в целом, так что все дела и все официальные документы должны были представляться на рассмотрение всех членов совета. Эга система была очень неудобна. В соответствии с полномочиями, предоставленными генерал-губернатору законом 1861 года, Каннинг распределил обязанности и определил компетенцию членов совета. «Таким образом были заложены основы системы кабинета министров в Индии... Каждая область управления имела своего сфициального руководителя и представителя в правительстве, ответственного за состояние дел в этой области и защищавшего ее интересы». Джон Лоуренс (1864—1869 гг.). Лоуренс вступил на пост вице-короля, имея репутацию прекрасного администратора. Однако именно на этом высоком посту обнаружились два его недостатка: во-первых, он уделял слишком большое внимание частностям и не умел охватить все управление в целом; во-вторых, он «никогда не мог избавиться от привычек пенджабских чиновников прошлых времен и, по общему мнению, был слишком равнодушен к необходимому повседневному поддержанию достоинства своего высокого поста». Он уделял много внимания развитию железнодорожного транспорта и других путей сообщения, ирригации и продолжал в этом отношении политику Дальхузи. Изданные им два закона сб аренде предоставляли арендаторам Ауда и Пенджаба такие же права, какими пользовались арендаторы Бенгалии по закону Каннинга 1859 года. Лорд Мэйо (1869—1872 гг.). Лоуренс оставил своему преемнику расстроенные финансы. Поэтому Мэйо был вынужден начать свою деятельность с финансовой реформы. При поддержке таких опытных чиновников, как Ричард Темпл и Джон Стрэчи, он увеличил подоходный налог и налог на соль, а также ввел новую систему распределения доходов между центральным и местным правительствами. До того все ассигнования местным правительствам предоставлялись только на заранее определенные цели и всякая неизрасходованная сумма подлежала возврату центральному правительству. Теперь это жесткое ограничение свободы действий местных правительств было прекращено. Отныне они стали получать определенные ежегодные ассигнования, размер которых пересматри вался каждые пять лет. Провинциальные правительства могли распоряжаться .ассигнованными им средствами по своему усмотрению, в определенных, специально оговоренных пределах. Один из аргументов, которые выдвигали те, кто критиковал новую систему, заключался в том, что эта система вынуждала провинциальные правительства вводить новые налоги—главным образом на землю,— а это приводило к общему увеличению бремени налогообложения. В 1871 году Мэйо провел первую всеобщую перепись в Индии и учредил в индийском правительстве департамент сельского хозяйства и торговли.
(примечание) Так называемый кабинет министров, о котором здесь идет речь и который впоследствии официально именовался правительством Британской Индии, являлся исключительно органом английской колониальной администрации. Отношения с индийскими княжествами. Мы уже упоминали о заверениях, данных королевой индийским князьям, а также об отказе от «доктрины о выморочных владениях». В период правления лорда Нортбрука был арестован (1875 г.) и предстал йеред судом комиссии гаеквар [правитель ] Бароды Мальхар Рао, обвинявшийся в попытке отравить находившегося при его дворе резидента. Члены комиссии, разбиравшей это дело, разошлись во мнении по вопросу о его виновности. Их голоса разделились поровну, и поэтому правительство Индии не вынесло гаеквару формального приговора. Однако он был низложен за «свое заведомо дурное поведение, совершенно неудовлетворительное управление государством и явную неспособность провести необходимые реформы». В 1876 году закон о королевских титулах, принятый английским парламентом по настоянию Дизраэли, давал возможность королеве изменить свой титул в качестве правительницы Индии. 1 января 1877 года на «дурбаре непревзойденного великолепия»(Этот дурбар - торжественный прием «непревзойденного великолепия»—собралсяво время сильного голода в Индии.), на котором председательствовал Литтон, она была провозглашена королевой-императрицей(Закон о независимости Индии 1947 года привел к отречению английского короляот императорского титула. Правитель Англии стал королем доминионов Индии и Пакистана. [В 1950 году Индия была провозглашена республикой]). Принятие королевой этого нового титула означало, что индийские княжества отныне включаются в состав Британской империи. Князья перестали быть союзниками, они стали вассалами. В 1881 году лорд Рипон восстановил власть махараджи Майсура и ликвидировал в княжестве английскую администрацию. Эго было сделано в соответствии с решением, принятым в 1867 году. После пятидесяти лет непосредственного английского управления это княжество первостепенного значения было восстановлено в его прежнем положении. В 1886 году лорд Дафферин умиротворил Синдхию, возвратив ему крепость Гвалиор. Лорд Лэнсдаун должен был подавить восстание в Манипуре. В этом маленьком княжестве разгорелась борьба за престол: английские власти приняли решение выслать тамошнего военачальника Тикендраджита. Британский чиновник, посланный в Манипур для наведения порядка, был там публично обезглавлен (1881 год). Вскоре по приказанию Лэнсдауна Тикендраджит был повешен, а управление княжеством передали резиденту. Лэнсдаун вынудил также хана Келата отречься от престола в пользу сына. Лорд Керзон завершил присоединение Берара к Британской Индии, начатое Дал ьхузи. Низама убедили передать эту провинцию правительству Индии «под видом вечной аренды, что позволяло сохранить номинальный суверенитет Хайдерабада» [надэтой провинцией]. В 1926 году Ридинг напомнил низа-му, что «право британского правительства вмешиваться во внутренние дела индийских княжеств является одним из следствий, необходимо вытекающих из верховенства британской короны». План создания совета, который объединил бы индийских князей, был впервые выдвинут Керзоном и позднее развит Минто, Хардингом и Челмсфордом. В докладе Монтегю—Челмсфорда содержится рекомендация создать «постоянный консультативный орган». Королевской прокламацией от 8 февраля 1921 года в Индии была учреждена палата князей. Прекращение верховной власти Англии привело к упразднению этого органа. Усиление британского контроля над князьями после перехода Индии к британской короне имело важные последствия. Князья стали, как указывал Керзон, «коллегами и партнерами» британских правителей Индии. По словам Махатмы Ганди, князья стали «английскими чиновниками в индийской одежде». Став «неотъемлемым фактором имперской системы в Индии», они постепенно потеряли контакт со своим народом, их чаще мо^кно было видеть «на площадке для игры в поло, на ипподроме или в европейском отеле», чем вблизи их страдающих подданных. Некоторые умные английские администраторы предвидели неизбежные -последствия увеличивавшегося отчуждения между князьями и народом. Все вице-короли, начиная с лорда Лэнсдауна и кончая лордом Линлитгоу, предупреждали князей о том, что им следует хорошо управлять государством. Дух этих предостережений вполне соответствовал системе управления, существовавшей в Британской Индии до начала нынешнего века, но эти часто повторяемые -наставления о необходимости хорошо управлять княжествами стали анахронизмом вследствие постепенного проведения политических реформ в Британской Индии. В то время как народы княжеств стали требовать политических реформ, подобных тем, которые были проведены в Британской Индии, английское правительство намеренно сохраняло средневековое самодержавное правление князей, если только они оставались покорными своим английским хозяевам. Голод. Часто повторяющийся голод—одна из наиболее мрачных черт истории Индии после 1857 года. В 1861 году ужасный гол од опустоши л Агру, Пенджаб, Раджпутану и Кач. В 1866 году жертвой голода стала Орисса. Джон Лоуренс оказался совершенно неспособным справиться с тяжелым положением. В 1873—1874 годах несколько менее тяжелый голод имел место в Бихаре и в некоторых районах Бенгалии. Ричард Темпль успешно провел меры по оказанию помощи голодающим. В 1876—1878 годах от голода очень тяжело пострадало население значительной части Майсура, Мадрасского и Бомбейского президеитств, Центральных и Соединенных провинций, а также некоторые районы Пенджаба. Правительство Мадраса совершило много ошибок, и действия Литтона, направленные на облегчение положения, не дали существенного эффекта. Голод 1896—1897 годов, «который считается самым тяжелым в истории Индии», опустошил Соединенные провинции, Центральные провинции, Бихар и некоторые районы Пенджаба. В 1900 году от тяжелого голода пострадал Гуджарат. Керзон создал Комиссию по борьбе с голодом, которая в своем докладе в 1901 году наметила меры для предотвращения этого -бедствия. Лорд Литтон (1876—1880 гг.). Внутренняя политика лорда Литтона была •едва ли более популярна, чем его политика в отношении Афганистана. Закон о «прессе на местных языках» 1878 года строго ограничивал свободу печати, однако эти ограничения не распространялись на газеты, издававшиеся на английском языке. Реакционное законодательство Литтона было следствием того, что индийская пресса подвергала резкой критике его внешнюю политику. Его неспособность вести борьбу с голодом, а также то, что он был поглощен организацией пышного дурбара, в то время когда миллионы людей умирали от голода и болезней, сделали его заслуженно непопулярным среди индийского народа. Финансовые реформы Джона Стрэчи явились важным шагом на пути к введению в Индии свободы торговли. Издание в 1879 году устава гражданской администрации было направлено на то, чтобы предоставить индийцам возможность занимать более высокие посты. Однако это нововведение провалилось, восемь лет спустя оно было отменено. Рипон (1880—1884 гг.). Правление Рипона, как и правление лорда Вильяма Бентинка, являлось периодом, когда успехи мирной деятельности явно предпочитались военным победам. Лорд Рипон был типичным либералом времен королевы Виктории. Будучи верным политическим последователем Гладстона, он гораздо больше интересовался скучными административными реформами, чем таким, казалось бы, увлекательным делом, как энергичная внешняя политика. При нем просвещенный деспотизм, характерный для английского правления в Индии в XIX веке, получил свое наибольшее развитие. Во времена лорда Рипона сказались результаты финансовой политики, которую проводил при Литтоне Джон Стрэчи. Несмотря на вторую англо-афганскую войну, дефицита не было. Рост доходов позволил довести политику свободы торговли, проводившуюся Нортбруком и Литтоном, до ее логического завершения. Э. Баринг (впоследствии получивший титул лорда Кромера) умело управлял департаментом финансов. Рипон стремился гарантировать арендаторов от увеличения ренты (кроме как в случае повышения цен), по министр по делам Индии не дал согласия на это. Лорд Рипон отменил Закон о прессе на местных языках, произвел в 1881 году всеобщую перепись населения Индии, за исключением Непала и Кашмира, назначил комиссию под председательством Вильяма Хантера для изучения состояния образования и ввел законодательство о труде на индийских фабриках. Все эти меры сделали его очень популярным среди индийского народа, однако он завоевал себе наибольшую популярность благодаря своей позиции в связи с вопросом о законопроекте Илберта. К- П. Илберт, член совета при лорде Рипоне, специалист по правовым вопросам, подготовил законопроект, который преследовал цель изъять из Уголовно-процессуального кодекса «всякую судебную дисквалификацию на основании расовых различий» путем предоставления магистратам и судьям индийского происхождения права судить английских подданных-европейцев в Индии. Эга простая административная мера затронула расовые предрассудки европейцев, которые бурно протестовали против всякого изменения существовавшего закона. Эго вызвало реакцию среди индийцев, которые восприняли законопроект как своего рода хартию расового равноправия. Рипон стал очень непопулярен среди европейцев; он был вынужден уступить поднявшейся против него буре. Принципиально важные положения законопроекта были отвергнуты; хотя судьям и магистратам индийского происхождения было предоставлено право судить английских подданых-европейцев, но привилегированное положение последних нашло выражение в их праве требовать суда европейских присяжных. Начало местного самоуправления. Первая попытка создать муниципальные организации вне центров президентств была сделана в 1842 году. До восстания 1857 года муниципальные учреждения были созданы во многих городах Британской Индии. Однако в большинстве случаев должностные лица муниципалитетов назначались правительством; о том, чтобы сделать эти должности, выборными, не было и речи. В 1870 году Мзйо сделал решительный шаг к созданию органов местного самоуправления. Решение правительства Индии гласило:«... для \спешного использования фондов, предназначенных на образование, санитарные мероприятия, здравоохранение и местные общественные работы, необходимо, чтобы на местах существовала заинтересованность во всем этом, а также проводилось наблюдение и попечение. Осуществление данного решения... создает возможности для развития самоуправления, для укрепления муниципальных учреждений и для более тесного делового сотрудничества между туземцами и европейцами, чем это имело место до сих пор». Это решение повело к изданию новых законов о муниципалитетах и к созданию новых муниципалитетов в различных провинциях. В 1882 году Рипон развил далее и сделал более либеральной политику Мэйо. Его целью стало «продвигать и развивать политическое воспитание и народное образование, привлекать лучших и наиболее способных индийцев к участию в управлении местными делами и готовить их к выполнению этой важной задачи». В 1883—1884 годах были изданы законы, которые расширяли применение принципа выборности и отчасти ставили муниципалитеты под общественный контроль. Система Рипона оставалась в силе до 1915 года, когда Гардиыг внес в нее некоторые важные изменения. В сельских местностях Рипон создал местные и окружные (дистриктные) управления. Особое внимание было уделено принципу выборности, и стало очевидным, что «необходимый контроль со стороны правительства должен осуществляться скорее извне, чем изнутри». В 1883—1885 годах в различных провинциях были изданы законы, по которым учреждались сельские управления в общем по тому же принципу. Закон об Индийских советах (1892 г.). Закон об Индийских советах 1861 года предоставил отдельным выдающимся индийцам некоторую возможность участвовать в важной законодательной деятельности. Однако у них было очень немного возможностей улучшить положение в стране, поскольку деятельность законодательных органов ограничивалась только изданием законов. Индийский национальный конгресс, основанный в 1885 году, потребовал расширения функций законодательных органов, а также более широкого применения принципа выборности. В период правления лорда Дафферина был назначен комитет для рассмотрения этого вопроса. Предложения указанного комитета легли в основу Закона об Индийских советах 1892 года, изданного британским правительством по настоянию министра по делам Индии лорда Кросса. Этот закон предусматривал, что число дополнительных членов в Совете при генерал-губернаторе должно быть не менее десяти и не более шестнадцати. Число дополнительных членов в провинциальных законодательных советах было также увеличено. Как и раньше, все дополнительные члены назначались правительством, однако по правилам, изданным на основании закона, таким местным органам, как муниципалитеты и окружные управления, предоставлялось право назначать членов на вакантные места в провинциальных законодательных советах. Это косвенное признание принципа выборности имело важное конституционное значение. Права членов законодательных органов были расширены в двух отношениях: во-первых, члены законодательных органов получили право выражать свое мнение по отчету о бюджете, который отныне должен был представляться законодательным органам, хотя они не могли предлагать резолюции или проводить голосование по какому-либо финансовому вопросу; во-вторых, им было предоставлено право подавать в определенных рамках запросы правительству о делах, представлявших общественный интерес. Закон 1892 года не удовлетворил националистов. Он подвергся очень обстоятельной критике на нескольких сессиях Индийского национального конгресса. Но в законодательные органы, действовавшие в соответствии с этим законом, вошли такие выдающиеся индийские лидеры, как Гопал Кришна Гокхале, Асутош Мукхерджи, Раш Бехари Гхош и Сурендранат Банерджи. Их красноречие и политическая мудрость ярко продемонстрировали способность образованных индийцев к парламентскому правлению и их патриотизм. Лорд Керзон (1899—1905 гг.). Пристрастие Керзона к административным реформам выразилось во многом. Он назначал комиссии для выяснения недостатков существующих систем и методов и быстро проводил в жизнь их рекомендации. Были внесены некоторые улучшения в организацию полиции. Керзон обратил также внимание на крайне тяжелое положение арендаторов. Закон об отчуждении земли в Пенджабе (1900 г.) был направлен на то, чтобы защитить земледельцев этой провинции от посягательств на их земли со стороны ловких ростовщиков. Постановления 1902 и 1905 годов о земельном налоге устанавливали контроль правительства с целью не допустить произвольного повышения ренты. В целях обеспечения земледельцев кредитом по номинальным процентам были основаны кооперативные кредитные общества. Для того чтобы поставить примитивное сельское хозяйство Индии на научную основу, был назначен генеральный инспектор сельского хозяйства и основан имперский департамент сельского хозяйства. Были приняты меры к перестройке ирригационной системы1. Был дан новый толчок железнодорожному строительству и сооружено около шести тысяч миль новых железнодорожных путей. Был создан новый департамент, департамент торговли и промышленности; им руководил шестой член Исполнительного совета. Исследователи индийской истории и археологии должны быть благодарны Керзону за меры, принятые им для сохранения старинных зданий и памятников. Но его способ разрешения проблемы образования сделал его очень непопулярным среди индийцев. Издав закон 1904 года об индийских университетах, он намеревался «поднять уровень образования вообще и высшего образования в особенности». Но индийская общественность подозревала, что этот закон имел целью поставить университеты и колледжи под правительственный контроль. Для удобства управления лорд Керзон создал две новые провинции. Округа Пенджаба, расположенные за Индом, были объединены с территорией племен, находившейся под британским контролем, и образовали Северо-Западную пограничную провинцию. Ею управлял главный коммишенер, ответственный непосредственно перед правительством Индии. Эго была разумная мера, чего нельзя сказать о разделе Бенгалии. В 1905 году Керзон разделил Бенгалию на две части: восточные и северные округа были присоединены к Ассаму, и таким образом была создана новая провинция—Восточная Бенгалия и Ассам,— западные округа были объединены с Бихаром и Ориссой, эти районы составили провинцию Бенгалию. Народ Бенгалии решительно выступил против этой попытки разделить его искусственной политической границей. Отмена раздела стала боевым кличем национального движения. В 1911 году Бенгалия была воссоединена. Военные реформы интересовали Керзона в такой же степени, как и административные. Транспортная система в армии была реорганизована. Армию снабдили новым оружием и пушками. В 1901 году был основан имперский кадетский корпус, он состоял из представителей аристократической молодежи. Разногласия по вопросам управления армией между Керзоном и Китченером, который являлся главнокомандующим, привели,к отставке Керзона в 1905 году, так как министр по делам Индии поддерживал Китченера.
(примичание) Меры, принятые Керзоном в области сельского хозяйства, не вносили каких-либо существенных изменений в земельные отношения. Эти меры закрепляли феодальную собственность на землю в Индии как основу эксплуатации индийского крестьянстваанглийскими колонизаторами, индийскими помещиками и ростовщиками. В этих условияхне могло быть и речи о каком-либо действительном подъеме агротехники в Индии.Ирригационное строительство, предпринятое англичанами в начале XX века в отдельныхрайонах Индии, имело своей единственной целью увеличение производства экспортныхкультур. (примичание) Раздел Бенгалии, проведенный Керзоном в 1905 году, имел целью ослаблениенационального движения, особенно сильного в то время именно в Бенгалии, и разжиганиерелигиозной розни между бенгальцами—индусами и мусульманами. Первые преобладали среди населения западной части Бенгалии, вторые составляли большинство населения восточной ее части. Индийский национальный конгресс. В основе политического пробуждения "Индии лежит распространение западного просвещения. Близкое знакомство с такими прогрессивными писателями, как Бёрк, Маколей, Бентам, Миль, Герберт Спенсер и Конт, изменило воззрения поколений, выросших после установления английского господства. Такие вожди индийской религиозной и социальной мысли, какРамМохан Рой, Кешаб ЧандраСен, Ишвар ЧандраВидья-сагар, Даянанда Сарасвати и Свами Вивекананда, породили в умах индийцев стремление к эмансипации. Экономические трудности—индиговые бунты в Бен-галии и частые вспышки голода во многих областях Индии—и злоупотребления администрации постепенно убедили интеллигентных индийцев, что самоуправление—не роскошь, а необходимость. Быстрое развитие Японии пробудило яа Востоке новые надежды и стремления. Восстание 1857 года, несомненно, отдалило европейцев от индийцев в Индии. Эта отчужденность вновь проявилась в результате дискуссии по поводу законопроекта Илберта, дискуссии, принявшей резкие формы. «Страстное стремление европейцев к превосходству,—говорит английский историк До-дуэлл,—вызвало в ответ столь же страстное стремление индийцев к равноправию». Индийский национальный конгресс, обязанный своим происхождением инициативе благожелательного английского гражданского чиновника Аллена Октае-иана Юма, собрался впервые в Бомбее 27 декабря 1885 года под председательством знаменитого бенгальского юриста В. Ч. Боннерджи. На ранней стадии своего развития Конгресс получил поддержку некоторых видных чиновников, но очень скоро индийское правительство начало смотреть на него с подозрением. Основатель «Алигархского движения» Сайид Ахмад вначале держался в стороне от Конгресса, а затем окончательно перешел в оппозицию по отношению к нему. Целью Конгресса являлось обеспечить конституционными средствами создание в Индии конституционного представительного правительства. Эта умеренная программа не удовлетворяла пламенных патриотов, а Закон об индийских советах 1892 года показал, что английское правительство не было еще готово принять принцип выборности при образовании законодательных органов. В Конгрессе возникла партия экстремистов во главе с Бал Гангадхар Тилаком, великим сыном Махараштры, который нашел способных помощников в лице Лал Ладжпат Рая и Бипин Чандра Пала. Раздел Бенгалии усилил влияние этой партии, и на съезде в Сурате в 1907 году произошел открытый раскол между умеренной и экстремистской частями Конгресса. Одновременно в Бенгалии было организовано террористическое движение. Лорд Минто принял репрессивные меры, некоторые видные лидеры были высланы без суда. Но репрессий было недостаточно, и Минто знал это. С согласия министра по делам Индии либерала лорда Морли он стал проводить политику кнута и пряника. (примечание) Ознакомление ряда индийских деятелей XIX века с буржуазной общественно-политической мыслью Европы, разумеется, не было главной причиной возникновения национально-освободительного движения в Индии. Это движение возникло в результате качавшегося в Индии развития капитализма в условиях колониального угнетения страны. Однимиз проявлений национального движения явилось создание в 1885 году Индийского национального конгресса, который был первой общеиндийской организацией, объединявшей определенные элементы, оппозиционные колониальному режиму. (примечание) Имеется в виду организация мусульман под руководством мусульманскихфеодальных кругов. Английские колонизаторы стремились использовать эту организацию, основанную Сайид Ахмадом, для того чтобы расколоть индийское национально-освободительное движение по религиозному признаку и тем самым ослабить его. Впоследствии на базе этой организации была создана Мусульманская лига. Проблема религиозных общин. В то время как Конгресс выступал все решительнее как глашатай национальной свободы, мусульмане обычно держались в стороне от него. Согласно Коупленду, «безразличие, если не антагонизм», мусульман по отношению к индийскому национальному движению было следствием их «сравнительной отсталости в области образования, сочетавшейся с сознанием того, что они составляют лишь около четверти всего населения Индии». Первое время их «безразличие» в значительной степени было следствием политики, которую проповедовал Сайид Ахмад. Постепенно оно превратилось в нечто вроде «антагонизма», когда английская бюрократия, встревоженная усилением влияния Конгресса как мощного центра, притягивающего национальные симпатии, умышленно стала следовать политике «разделяй и властвуй». Первое официальное выражение этой политики можно усмотреть в ответе лорда Минто депутации мусульманских лидеров во главе с Ага-ханом в 1906 гсду. Он обещал им ввести для мусульман отдельную избирательную курию и заверил их, что «политические права и интересы мусульман как общины будут гарантированы». Английская бюрократия ясно понимала важность этой попытки вбить клин между индусами и мусульманами. Один английский чиновник писал леди Минто: «Это дело большого государственного значения, оно будет влиять на Индию и индийскую историю в течение многих и многих лет. По существу, это воспрепятствует шестидесяти двум миллионам людей присоединиться к мятежной оппозиции». Лорд Морли подчеркивал глубокие различия между индуизмом и исламом. Он говорил, что религиозная община характеризуется наличием отличительных черт в образе жизни, традициях, истории и во всей общественной жизни членов этой общины, а не только тем, что последние придерживаются определенных догматов веры. Реформы Морли—Минто (1907—1909 гг.). Однако «мятежная оппозиция» была слишком сильна для того, чтобы ее мог сокрушить «антагонизм» ничтожного меньшинства мусульман, разбиравшихся в политике. Поэтому лорд Морли и лорд Минто решили дать следующую порцию рефэрм. В 1907 году в Совет Индии были допущены два индийца (К. Г. Гупта и Сайид Хусейн Бил-грами). В 1909 году С. П. Синха (впоследствии лорд) был назначен членом Исполнительного совета при генерал-губернаторе по вопросам права. Затем последовал закон об Индийских законодательных советах 1909 года, который вводил важные конституционные изменения. Законодательные органы были рас-ширены. Максимальное число дополнительных членов Совета при генерал губернаторе могло быть увеличено до 60 человек. Максимальное число дополнительных членов законодательных советов Пенджаба и Бирмы было установлено в тридцать и для других провинций—в пятьдесят человек. Принцип выборности был, наконец, признан открыто. В Имперском законодательном совете сохранилось устойчивое большинство из чиновников, в провинциальных советах большинство членов (избираемых и назначаемых) не являлись должностными лицами. Только в Бенгалии избираемые члены Законодательного совета составляли большинство. Положительное значение этих мероприятий было в значительной степени сведено на нет учреждением «раздельных избирательных курий», что углубляло политическую отчужденность между индусами и мусульманами. Учреждение «раздельных избирательных курий» для индусов и мусульман и некоторые аномалии, связанные с избирательным правом, вызвали критику со стороны Конгресса, который первое время не заметил более существенных недостатков в реформе Морли—Минто. Лорд Минто ясно дал понять, что представительное правительство западного типа не подходит для Индии. Лэрд Морли не хотел видеть Индию «на положении самоуправляющейся колонии». Таким образом, основные принципы реформ Морли—Минто не содержали каких-либо уступок требованию Конгресса о самоуправлении в рамках Британскзй империи. В докладе Монтегю—Челмсфорда отмечался непоследовательный характер реформ Морли—Минто, а также их неэффективность и указывались некоторые причины их неудачи. «Не было общего улучшения в положении местных органов, провинции не могли действительно свободно распоряжаться своими финансами, и индийцы попрежнему не имели свободного доступа на государственную службу, несмотря на некоторый прогресс в этом отношении». Правительство Индии не ослабило своего контроля над провинциальными правительствами, так что сфера влияния провинциальных законодательных советов на действия правительств была строго ограничена. Неуклонный рост национального сознания приводил к усилению требования действительной политической власти. Первая мировая война (1914—1918 гг.). Хотя война, разразившаяся в Европе в августе 1914 года, не создавала непосредственной угрозы для Индии, однако Индия, будучи частью Британской империи, оказалась автоматически вовлеченной в войну и внесла великолепный вклад в дело достижения победы. Индия не только посылала войска и боеприпасы, она взяла на себя стомиллионный военный долг. Лорд Биркенхед заявил, что «без Индии война очень сильно затянулась бы, если, конечно, ее вообще можно было бы выиграть без ее помощи»1. Война дала новый толчок индийским политическим устремлениям. В сентябре 1916 года госпожа Анни Безант создала Лигу гомруля. На съезде Конгресса, состоявшемся в Лакнау в декабре 1916 года, был ликвидирован раскол между его умеренной и экстремистской частями. В том же году Конгресс и Мусульманская лига составили общий проект реформ. Лига к тому времени уже отказалась от своей реакционной политики, заявив, что она «наряду с другими религиозными общинами стремится к достижению самоуправления для Индии» (март 1913 г.). В 1916 году Конгресс расположил Мусульманскую лигу в свою пользу, согласившись с системой «раздельных избирательных курий». Уступки, сделанные Конгрессом, были, как указывает Коупленд, «гораздо более существенными, чем те, которые сделали мусульманам Морли и Минто в целях обеспечить их согласие с реформами 1909 года». Пакт в Лакнау, который, таким образом, объединил Конгресс и Мусульманскую лигу в одном лагере, был «самым ярким проявлением в истории индийских национальных устремлений». К концу войны антианглийские настроения в Индии достигли наибольшей остроты. Доклад комитета Роулэтта выявил существование сети террористических организаций. Специальное законодательство, введенное в целях подавления этих организаций, вызвало сильные протесты со стороны всех направлений индийского общественного мнения, а начавшиеся местные беспорядки привели к известному расстрелу на площади Джаллианвалла Баг(Речь идет о вызвавшем волну возмущения по всей Ин^ии расстреле митинга протеста в Амритсаре в 1919 году.). (примечание) Правильнее было бы сказать, что английские империалисты возложили на индийский народ бремя военных расходов и использовали индийских солдат в качестве «пушечного мяса». Часть военных расходов Англии в первой мировой войне (в том числе расходы, связанные с использованием индийских солдат) была отнесена за счет Индии и оформлена как ее «долг» перед Англией. Решение вопроса о халифате, то есть о судьбе Турции, вызвало глубокое недовольство в мусульманской общине, и мусульмане под руководством братьев Али присоединились к Конгрессу и к движению несотрудничества, начатому Махатмой Ганди. Один английский автор заметил, что «волна смуты, прокатившаяся по стране после войны, была совершенно непохожа на все, что было в предыдущий период волнений... Национальное движение в этой новой фазе было достаточно широко, чтобы охватить мусульман, и достаточно по* пулярно, чтобы привлечь массы»
|