В древние времена не существовало недостатка в достоверных материалах, на основании которых могли быть составлены ценнейшие исторические труды. Ведение генеалогических записей является старым индийским обычаем. Хорошо известно, что «Вамсавали» (записи династической смены правителей) составлялись и хранились с самых ранних времен. Многие списки такого рода вошли, вероятно, в эпосы («Рамаяну» и «Махабха-рату») и в Пураны. Пураны являются сборниками, содержащими по традиции следующие части: «Сарга» (сотворение мира), «Пратисарга» (повторное сотворение после периодического разрушения мира), «Вамса» (генеалогия богов и муд-рецов-риши), «Манваитара» (группировка различных эпох истории) и «Вам-санучарита» (династическая история древних царей). Хотя эпос и Пураны содержат сведения, относящиеся к очень ранним временам, они получили свою нынешнюю форму, вероятно, уже после начала нашей эры; некоторые из Пуран, несомненно, являются более поздними сочинениями. В ходе своего развития они» естественно, включали в себя материалы, имеющие малое историческое значение, и приводимые в них хронологические данные оказались запутанными. Таким образом, рискованно полностью полагаться на Пураны. Однако они могут дать ценные сведения осторожному исследователю древнеиндийской истории, умеющему отличать вымысел от действительности. Помимо «Вамсавали», существовали официальные записи, а также архивы и династические хроники, которые, однако, не были должным образом использованы при составлении исторических трудов. «Раджатарангини» Калханы, или династическая хроника царей Кашмира, написанная в XII веке, основана вероятно, на официальных записях и более ранних хрониках. Калхана сообщает довольно точные сведения о современных ему событиях, а также о событиях предыдущего века, однако критическое исследование той части его труда, которая касается более ранних периодов, обнаруживает ее недостоверность. Имеется незначительное число других важных работ, но это скорее исторические поэмы, чем хроники. «Харшачарита» Баиы, «Викраманкадевачарита» Бил ханы, «Рамачарита» Сандхьякарананди и «Навасахашанкачарита» Пад-магупты написаны на санскритском языке как бы в качестве исторических хроник. «Но они не написаны простым и ясным языком, свойственным здравому смыслу. Они подражают классическим поэмам со всем их традиционным поэтическим языком, метафорами и образами. «Гаудавахо» Вакпати и «Кумарапалачарита» Хемчандры, составленные на пракрите, принадлежат к этому же типу «исторических поэм».
|