Подобно тому как цивилизация древнего Египта возникла в долине Нила, а цивилизация Вавилона и Ассирии—в долине Тигра и Евфрата, так и цивилизация доарийской Индии сложилась в долине Инда. Это была древняя городская цивилизация. В Махенджодаро археологи обнаружили развалины большого и красивого города, который, вероятно, планировался искусными архитекторами, стремившимися создать благоприятные условия жизни для всех граждан. Там было много улиц, широких и узких, отделявших дома друга от друга. Помимо жилых домов, были также просторные сооружения, вероятно, дворцы, или храмы, или общественные здания. Для строительства зданий употреблялся кирпич. Весьма интересно, что ни на кирпичах, ни на дереве нет никаких украшений. Здания имели прекрасные двери и окна. Обычные арки не сооружались, но при раскопках было обнаружено несколько ступенчатых арок. Воду доставали из колодцев, построенных из обожженного кирпича. Существовали прекрасные водостоки и удобные бани. Одна из таких бань имела площадь в 11440 кв. футов. Внутри этой бани находился большой бассейн для плавания в 39 футов длиной, 23 фута шириной и 8 футов глубиной. Что касается пищи, то жители Махсиджодаро употребляли пшеницу, ячмень, молокой фрукты, например финики, а также мясо и, вероятно, Б значительных количествах рыбу. Повидимому, более всего они употребляли в пищу баранину, свинину и курятину. Мы обнаруживаем у них следы существования следующих домашних животных: горбатых быков, коров, буйволов, овец, слонов, верблюдов, свиней, коз» а также и кур. Вероятно, у них были также собаки, но была ли лошадь, сказать трудно. Из диких животных там были олени, дикие коровы, тигры, медведи и зайцы. Жители Махенджодаро знали золото, серебро, медь, олово, свинец и бронзу. Железо им было неизвестно. Золото не могло быть получено на месте. Некоторые авторы считают, что оно было принесено в долину Инда из рудников Южной Индии. Естественно, что количество его было невелико. Медь и бронза употреблялись для изготовления оружия, а также предметов домашнего обихода. Даже камень встречался редко, потому что его приходилось привозить из Катхиавара и Раджпутаны. Различные виды камня использовались для изготовления ножей, печатей, статуэток идолов, небольших горшков и украшеиий. Женщины, вероятно, очень любили украшения, которые изготовлялись из золота, серебра, слоновой кости, меди и драгоценных камней. Глиняная посуда, обнаруженная в Махенджодаро и Хараппе, обычно имеет гладкую поверхность и иногда покрыта узорами. О художественном вкусе этого народа свидетельствует посуда и другие предметы домашнего обихода, а также украшения. У этого народа были хорошие скульпторы. Изображения животных, вырезанные на печатях, и несколько каменных фигур, которые были обнаружены в Хараппе, указывают на развитие искусства. Трудно сказать что-либо определенное о религии, которую исповедовали жители Махенджодаро. Вероятно, в этом городе не было храмов, потому что до сих пор ни одно из обнаруженных при раскопках зданий не может быть с полным основанием признано домом отправления культа. Приблизительные выводы были, однако, сделаны на основании тех изображений, которые имелись на печатях, и па основании найденных глиняных и металлических фигурок. Повидимому, было широко распространено поклонение богине-матери. Культ богини-матери сближает Махенджодаро скорее с Западной Азией, где, вероятно, возник этот культ, чем с ведической Индией, где явно преобладал культ божеств мужского пола. Жители Махсиджодаро поклонялись также богу-мужчине, которого можно отождествить с Шивой. Распространен был культ фаллоса. В этом опять-таки обнаруживается контрасте ведической Индией, потому что «Ригведа» определенно осуждает поклонников фаллоса. Распространен был также нимизм: деревья, звери и змеи были предметами поклонения. Обычаи погребения мертвых тел были тесно связаны с религиозными представлениями доисторических обитателей долины Инда. Им были известны три различных способа погребения: погребение трупа целиком, разделенным на части и погребение после кремации. Хронология. Находки, обнаруженные в Махенджодаро, были отнесены к трем различным периодам: раннему, среднему и позднему. История этих периодов охватывает, повидимому, не более пяти столетий, но доисторическая цивилизация Инда возникла задолго до основания города в Махенджодаро и продолжала процветать даже после падения этого города. Он существовал, вероятно, в период между 3250 и 2750 годами до и. э. (примичание) Слово Махенджодаро означает на языке синдхи «курган покойника». В 1922 году один буддийский курган привлек внимание Ракхалдаса Банерджи, который был в то время управляющим по Западному округу от Археологического управления Индии. Он начал производить раскопки в этом месте, надеясь обнаружить какие-либо развалины, связанные с буддизмом, но вскоре напал на предметы доисторического происхождения. В том же году Рай Бахадур Даярам Сахни обнаружил подобные же предметы в Харапие. Тогда в этих двух местах были предприняты большие раскопки, которыми руководил Джон Маршалл, генеральный директор Археологического управления Индии. При раскопках более поздних слоев обнаружены следы лошади. Академик В. В. Струве считает, что древнее население этих городов переняло опыт приручения лошади от осаждавших эти города кочевников.
|