Rambler's Top100
Главная arrow Индия arrow 4.08. Литература и религия Вед - ведическая религия.
4.08. Литература и религия Вед - ведическая религия. Версия для печати

Ведическая литература дает нам возможность нарисовать картину, хотя и неполную, религиозной жизни в ведической Индии. «В «Ригведе» мы имеем дело не просто с наивным проявлением первобытного религиозного сознания, а с таким состоянием веры, которое может быть только результатом активной деятельности священнослужителей, а также продуктом эклектического слияния многих вер». Религия ведических индийцев была продолжением примитивной веры первобытных ариев. Их пантеон включал в себя богов, которым поклонялись арии до их прихода в Индию. Культ некоторых божеств, таких, как река Сарасвати, был создан после появления арнев в Индии. Большинство из этих божеств очень тесно связано с природой. Мы можем отметить Дьяу (бога неба), Агни (бога огня) и Парджанья (бога грозы). Нет никакого сомнения в том, что красота и величие явлений природы возбуждали воображение и вызывали благоговение ведических мудрецов. Число божеств, известных ведической литературе, неопределенно. Иногда их классифицируют на три группы, соответственно их месту нахождения: боги небе& (например, Митра и Варуна),боги воздуха (например, Индра и маруты) и боги земли (например, Агни и Сома). Преобладание мужского элемента отчетливо проявляется в ведическом пантеоне. В нем пет никакой определенной иерархии, никакого верховного божества; любое божество «либо теряет всякое свое значение, либо выступает во всем блеске высшего божества, в зависимости от того, является оно предметом поклонения или нет». Отсюда эта стадия развития веры была справедливо охарактеризована как стадия, которую нельзя назвать ни политенст-ской, пи монотеистской и которая является такой стадией, «когда имеется тенденция и к политеизму и к монотеизму, хотя ни одна из этих тенденций не получила еще достаточного развития». Развитие ритуала, естественно, затмило значение божеств как вершителей человеческой судьбы. Ранний ведический ритуал был совсем прост: поклонение богам выражалось в скромных подношениях им молока, зерна и топленого масла. Мотивом этих подношений было желание обеспечить себе земное счастье: иметь детей и скот или устранить своего врага. Религиозный ритуал начал усложняться в период сложения «Брахман». Подношения стали богаче, церемонии более сложными. Для отправления подобных обрядов жертвоприношения приглашались многочисленные священнослужители—хотри читал гимны, адхварью выполнял роль слуги и произносил молитвы, удгатри пел песни «Са-маведы»—и несколько их помощников. Коренным образом изменился самый дух жертвоприношений. Уже не имелось в виду задабривать богов; приносящий жертву пытался заставить бога дать то, что ему было нужно. Таким образом, жертвоприношение приобрело большее значение, чем сами боги. Позднее логическим следствием такого изменения было полное отрицание богов в философской системе пурвамимамса.
Мы уже отмечали, что зачатки философской мысли, начало поисков истины и реального могут быть прослежены в «Араньяках». В «Упанишадах» эти поиски получили свое логическое завершение. Эти трактаты занимают очень важное место в истории индийской философии. Основная идея, которая их пронизывает, заключается в том, что в основе видимого изменяющегося мира лежит неизмененная реалькостъ (брахман), тождественная тому, что составляет основу сущности человека (атман).

 
top
Контакты
Реклама на портале
Ссылки