«Упаиишады», взятые в целом, известны как «Веданта» (заключительная часть Вед). Кроме того, мы имеем шесть «Ве-да и г» (наук, дополняющих Веды), фонетику (шикша), ритуал (калпа), грамматику (вьякарана), этимологию (нирукта), метрику (чхандах) и астрономию (джъотиша). Зачатки этих работ могут быть обнаружены в «Брахманах» и «Араньяках». Они сложены в форме «Сутр» (нитей, т. е. кратких правил, предназначенных для запоминания). Из шести «Веданг» первым был систематически изложен ритуал в работах, известных под названием «Калпасутры». «Калпасутры», посвященные важным жертвоприношениям, называются «Сраутасутры», а те, которые посвящены каждодневным домашним обрядам и жертвоприношениям, называются «Грихь-ясутры». Эти работы дают ценные сведения как историку религии, так и этнографу. Тесно связаны с «Грихьясутрами» «Дхармасутры», посвященные как светскому, так и религиозному праву. Связанные с «Сраутасутрами» «Сульва-сутры» посвящены вопросу о размерах алтарей и мест жертвоприношения. Это— самые древние индийские работы по геометрии. В то время как «Калпасутры» дополняют «Брахманы», «Сутры», посвященные фонетике, дополняют «Самхнты». Древнейшими работами по этому вопросу являются «Пратисакхья», которые содержат указания, как правильно читать «Самхиты». Из работ по ведической этимологии мы располагаем сейчас только одной {это «Нирукта», написанная Яской). Древние работы по метрике, астрономии и грамматике утеряны. Древнейшая из грамматик, которую мы имеем, принадлежит Паиини и посвящена в основном классическому санскриту, и только в отдельных случаях касается языка Вед. Каста в «Сутрах». Поскольку «Калпасутры» посвящены религиозным и социальным церемониям, они, естественно, дают нам ценные сведения о развитии кастовой системы1. Мы видели, что эта система существовала во времена <'Ригведы», невидимому, только в зачаточном состоянии. Во времена «Брахман» она начала постепенно приобретать ту форму, которая нам хорошо знакома. Занятие священнослужителей и принадлежность к знати стали наследственными, а вайшья и шудры начали подразделяться на «все возрастающее число эндогамных наследственных групп, занимающихся одним делом или, по крайней мере, имеющих ограниченное и незначительное число занятий». Правила о междукастовых браках стали строгими. Мы не можем с точностью сказать, в какой мере возможна была перемена касты. Положение шудры несколько улучшилось. Они перестали быть рабами и составили низший слой свободных людей, поскольку постепенное распространение власти ариев на различные части Индии сделало невозможным для вождей арийского общества обрекать миллионы не-ариев на рабство. В «Сутрах» шудры иногда имекл право участвовать в домашних религиозных ритуалах. Был, однако, сделан и шаг назад, что проявилось в «появлении формальной теории осквернения, согласно которой представитель высших каст подвергается осквернению, если на него падет тень нечистого человека, а также в запрещении всякого контакта с нечистым человеком»
|