Некоторые историки считают, что генеалогические списки, приводимые в эпосах, должны быть приняты как приблизительно верные. Английский историк Паргитер подсчитал, что великая война, описываемая в «Махабхарате», имела место в 1100 году до н. э. или около этого времени. Куру были одним из наиболее выдающихся арийских племен позднего ведического периода, но любопытно, что панду впервые упоминаются в поздней буддийской литературе, где о них говорится как о горном племени. Как Хастинапур, так и Индрапрастха являются историческими городами. Что касается сюжета «Рамаяны», то некоторые западные ученые принимают ее как аллегорическое описание арийского завоевания Южной Индии. Но важно помнить, что Рама упоминается в одной из джатак (рассказов о Будде). Мы знаем также, что Косала в течение долгого времени была одним из значительных арийских государств. Основа сюжета «Рамаяны» вполне может соответствовать исторической действительности. «Дхармашастры» . «Дхармашастры» посвящены религиозным обязанностям и гражданскому праву. Основные «Дхармашастры»—это «Самхиты» [сборники.—Ред.], приписываемыеМану, Вишну, Яджнавалкья и Нараде. Время составления этих работ не может быть точно установлено, но обычно их относят к периоду между I и V веками н. э. В «Дхармашастрах» мы находим кастовую систему в ее строгой форме. Помимо традиционных четырех каст, обязанности которых описаны с педантичной тщательностью, в этих работах говорится также о так называемых смешанных кастах (т. е. о новых кастах, которые, как указывается, возникли в результате межкастовых браков и незаконных связей между членами четырех основных каст). «Дхармашастры» дают нам ясное представление о наиболее примечательных чертах жизни раннего арийского общества. Предполагалось, что каждый «дважды рожденный» должен пройти в своей жизни через четыре стадии (ашрама). Первая стадия (брахмачаръя) начиналась с церемонии упа-наяна и заканчивалась с завершением образования. На второй стадии (гар-хастхъя) «дважды рожденный» женился и становился главой семьи и хозяином дома. На третьей стадии (ванапрастха) он отвергал мирские заботы, удалялся на покой в лес, где он проводил свои дни в религиозном созерцании. Четвертой стадией была санньяса, когда тело подвергалось жестоким истязаниям, а душа посвящала себя познанию конечной истины. В «Дхармашастрах» мы находим отчетливое свидетельство постепенного ухудшения положения женщин. Согласно Ману, женщинам не следует разрешать жить самостоятельно: «Женщина не заслуживает независимости, о ней заботятся в детстве отец, в юности муж и сыновья в старости». Ману предписывает для девочек ранний брак как религиозный долг. Вдовам запрещалось вступать в брак. Женщины не могли наследовать имущество.
|