5.04. Послеведический период – священные книги джайнов. |
|
В начале III века до н. э. джайнский собор в Паталипутре объединил учение Махавиры в 12 анга (частях). С тече нием времени двенадцатая ангабылз утеряна. Оставшиеся одиннадцать анг были перестроены джайнским собором, собравшимся в Валабхи в V веке н. э. Эта анги не были признаны дигамбарами,так что они являются священными книгами только для свстамбаров. Книги написаны на пракрите, в той его форме, которая называется арша или ардха-магадхи, поскольку джайны, как и буддисты, стремились сделать свои священные книги доступными для простого народа. С VII—VIII веков н. э. комментарии и философские работы начали составляться на санскрите. Каноническая литература джайнов обильна, по ее религиозное и философское значение намного превышает ее литературные достоинства. Как отмечает Винтерниц, «за редким исключением священные книги джайнов написаны в сухом, повествовательном, поучающем тоне и... редко возбуждают тот общечеловеческий интерес, который вызывают многие буддийские тексты. Поэтому, какое бы важное значение ни имели они для специалиста, они не могут претендовать на то, что ими заинтересуются широкие круги читателей»
|