Джайны имеют также обильную неканоническую литературу, написанную частью на пракрите, частью на санскрите. Следующие из числа джайнских авторов заслуживают специального упоминания: Бхадрабаху, Сиддхасена Дивакара, Харибхадра, Сиддха, Хемчандра. Повествовательная литература является одним из наиболее интересных достижений джайнов. Они создавали также замечательные эпосы, романы, драмы и гимны. Большее значение имеет их вклад в философию. В противоположность буддийской доктрине шуньявады они выработали доктрину сьядвады1. Джайнские философы достигли особого совершенства в логике. Грамматика, лексикология, поэтика, математика, астрономия, астрология и политическая наука были значительно обогащены джайнами. Они сыграли также важную роль в развитии некоторых индийских языков—тамильского, телугу, каннара, гуджерати, хинди и раджастхани. В целом джайны занимают выдающееся место в истории индийской мысли и литературы. (примечание) Шуньявада—учение о пустоте. Сьядвада—учение о возможном. Буддисты считали высшей целью—растворение, прекращение существования, поэтому индусы называли буддизм учением о пусто'те. Джайны полагали, что нельзя утверждать что-либо определенное о мире, а можно судить лишь предположительно. Поэтому их философия называлась учением о возможном.
|