5.08. Послеведический период – священные книги буддистов. |
|
Вскоре после париниббаны Будды его главные ученики собрались на общий собор в Раджагрихе и составили полное и аутентичное собрание его поучений. Но священные тексты буддистов получили окончательное оформление, вероятно, не ранее чем спустя век или два после собора. Эти тексты в целом известны под названием «Трипитака» («Три корзины»). Первая часть, «Вииаяпитака», устанавливает правила поведения для буддийских монахов и правила общего управления буддийской церковью. Вторая часть, «Суттапитака», является собранием религиозных бесед Будды. Третья часть, «Абхидхаммапитака», содержит изложение философских принципов, лежащих в основе буддизма. Второй общий собор буддистов собрался в Вайшали примерно спустя век после смерти Будды. Этот собор предал проклятию некоторые из распространенных ересей и пересмотрел священные тексты. Третий общий собор собрался в Паталипутре под покровительством Ашоки. Снова были преданы проклятью некоторые ереси и была сделана попытка придать определенную и окончательную форму старым священным текстам. Четвертый и последний общий собор собрался под покровительством Канишки не то в Кашмире, не то в Джаланд-харе (в Восточном Пенджабе). Этот собор составил канонические комментарии к священным текстам. В связи со священным писанием буддистов можно упомянуть «Джатаки». Эти буддийские «Рассказы о рождениях», несомненно, были составлены ранее I—II века до н. э. «Джатаки» имеют большое значение не только для правоверных буддистов, но и для историков древней Индии, поскольку они содержат важные сведения о социальной и экономической жизни Индии того времени.
|