Погода на курортах

Реклама

Rambler's Top100
Главная arrow Индия
Индия
0.01. Об авторах книги Версия для печати

«История Индии», написанная двумя известными индийскими историками, работающими в Калькуттском университете, доктором Нарендра Кришной Синха и доктором Анил Чандрой Банерджи, неоднократно переиздавалась в Индии. Призванная служить пособием для студентов, эта книга отражает точку зрения части индийских историков на ход исторического развития в этой стране.
Авторы использовали в своей книге новейшие данные, собранные индийскими учеными за последние годы. Уточнена датировка ряда событий, приведены результаты последних археологических раскопок, проверены имена. Таким образом, достижения индийской исторической науки нашли отражение в этом труде. Одновременно данная книга может представлять интерес и в качестве справочного издания. Работа Н. К. Синха и А. Ч. Банерджи является первой общей историей Индии с древнейших времен до наших дней, выходящей на русском языке. В связи с этим она представляет несомненный интерес для читателя.
Авторы тщательно проанализировали различные оценки событий древней и средневековой истории Индии, дававшиеся ранее английскими индологами. По сравнению с рядом буржуазных английских историй Индии (например, Оксфордской или Кембриджской) оценки Синха и Банерджи более объективны. Авторы отказываются от безоговорочного следования версиям английских историков при описании и оценке ряда событий периода английского господства в Индии и не занимаются тем восхвалением политики английских колониальных властей, которое характерно для вышеупомянутых Оксфордской и Кембриджской историй Индии. В отличие от английских историй, в книге Синха и Банерджи /уделяется внимание особенностям исторического развития отдельных народов Индии. Таким образом, эта книга выгодно отличается от многих других исследований истории Индии, вышедших за рубежом.
Изложению истории страны предшествуют краткие географические и другие общие сведения об Индии, а также обзор источников по основным периодам истории страны—древнему, средневековому и новому. Этот обзор источников весьма интересен, поскольку он в краткой и образной форме дает представление об их разнообразном характере и о ряде трудностей изучения многовековой истории этой огромной страны с ее разнородным и многоязычным составом населения. В конце каждого раздела, охватывающего большой период, даются обобщающие сведения о социальном устройстве, экономике и культуре страны в рассматриваемое время.
Наиболее полно представлен в этой книге древнейший период истории Индии до IV века н. э. Описание этой эпохи занимает примерно пятую часть всей книги. Здесь авторы уделяют значительное внимание вопросам социального строя и производству материальных благ.

 
0.02. Краткое изложение - рабство в Индии Версия для печати

Авторы этой книги относятся к той исторической школе, которая не признает деления истории человеческого общества на формации. Поэтому у них и не возникает вопроса, когда в Индии установился рабовладельческий строй или когда произошел переход от рабовладельческого строя к феодализму. Н. К. Синха и А. Ч. Банерджи своим изложением создают впечатление, будто уже во времена написания «Артха-шастры» (о датировке этого памятника ведутся большие споры среди ученых, но авторы этой книги относят его к III в. до н. э.) рабство уже не было основой хозяйственной жизни страны, хотя признают большое распространение в Индии рабского труда в предыдущий период индийской истории. Это мнение основано на том, что в Индии не было таких крупных рабовладельческих хозяйств, как в античных странах Европы, а свободные крестьянские общины, сохранившиеся от первобытно-общинного строя, играли еще значительную роль в сельском хозяйстве страны. Хотя рабская зависимость принимала поэтому несколько более мягкие формы (как правило, раб не был целиком лишен возможности иметь имущество или семью), однако рабы оставались основным эксплуатируемым классом. Они были заняты на всех тяжелых работах, в рудниках, на строительстве оросительных сооружений, дорог и т. д., а также в сельском хозяйстве, но не на крупных плантациях, как в Греции и Риме, а на мелких участках земли. Судя по эпиграфическим данным и литературным памятникам, процессы окончательного поселения рабов на землю и феодального закабаления свободных прежде общинников происходили, вероятно, не ранее V—VIII веков н. э.
В III веке до н. э. в Индии рабство, по всей вероятности, не исчезало, напротив, это был период существования в Индии крупного рабовладельческого государства—так называемой империи Маурья.
 

 
0.03. Краткое изложение - появление буддизма в средневековой Индии Версия для печати

На глубокие внутренние перемены в жизни народа в то время указывает такое явление, как широкое распространение и утверждение новой религии—буддизма. Эта новая вера порывала с племенными культами, с господством наследственных родовых и племенных жрецов, которым одним был ведом сложный ритуал, посредством которого, согласно представлению древних индийцев, человек мог вступить в какую-то связь с божеством, олицетворяющим силы природы. Буддизм в некоторой мере нарушал неприступные барьеры строгого сословно-кастового деления: он выдвигал на первое место не ритуал, а выполнение нравственного долга, при соблюдении которого и шудра, член низшей варны, мог достичь нирваны, т. е. высшей цели жизни. Нравственное совершенствование было признано доступным каждому. Вместе с тем буддизм был религией аскетизма, отказа от этого мира, религией, утверждавшей, что всякая жизнь есть страдание. Эти черты буддизма, подавлявшие всякое стремление угнетенных к сопротивлению, и сделали его приемлемым в качестве господствующей религии крупного рабовладельческого государства Маурья. Эта социальная роль буддизма в тот период показывает, что переход от мелких племенных государственных объединений к крупной рабовладельческой империи в Индии совершился не без глубоких социальных перемен, нашедших свое выражение в смене религии.
 

 
0.04. Краткое изложение - деление населения Индии на касты Версия для печати

По вопросам касты и кастовой системы авторы следуют традиционным представлениям западноевропейских историков, применяющих тот же термин каста при характеристике двух различных явлений в области социального деления в древней и средневековой Индии. в самой Индии для характеристики этих двух различных социальных явлений применялись два самостоятельных термина: «варна» и «джати». Варны были сословными делениями рабовладельческого и раннефеодального общества. Существовали четыре основные вариы: брахманы были священнослужителями и наставниками, кшатрии—воинами и правителями, вайшии—все прочее свободное население, шудры—земледельцами. Ниже них стояли рабы и отдельные племена, в большей или меньшей мере сохранившие первобытно-общинный строй. В раннее средневековье, когда свободные прежде общинники стали подпадать под феодальную зависимость и мало чем отличались от посаженных на землю рабов, шудрами стали считаться все зависимые—и рабы, и крестьяне, и значительная часть общинных ремесленников.
По мере роста общественного разделения труда все более развивалось и другое деление—по профессии, существовавшее, однако, ц ранее. Люди каждой профессии держались обособленно, заключали браки только среди «своих», считали для себя осквернением близкое общение и прием пищи от людей другой профессии — джати. Это деление на более мелкие группы внутри сословного деления по мере своего развития приводило ко все большему обособлению каст—джати,—а это, в свою очередь, к окостенению трудовых приемов, а также и к тому, что всякая особенность—принадлежность не только к профессии, но и к той или иной народности, к какой-либо религии или секте—все это выделялось и затвердевало в виде отдельной касты. Кастовое деление индийского общества, сохранившееся в виде феодального пережитка до настоящего времени, замедляло прогресс Индии.

 

 
0.05. Краткое изложение - наука и искуство древней Индии Версия для печати

Высок был расцвет науки и искусства. Драмы Шудраки и Калидасы, скульптуры, барельефы и фрески древней Индии вызывают и сейчас восхищение тонкостью своего исполнения. Законы поэтики и грамматики были прекрасно разработаны, и познания древних ученых в астрономии и математике были весьма высоки. Об искусстве обработки металлов свидетельствует, например, огромная победная колонна из нержавеющего железа, секрет производства которой и сейчас вызывает удивление.



 

 
<< В начало < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > В конец >>

Всего 1 - 9 из 271
top