Rambler's Top100
Главная arrow Индия
Индия
2.02. Религиозная и светская литература. Версия для печати

Ученые, интересующиеся древней индийской историей, должны, следовательно, искать материалы в самых различных источниках. Когда дело касается самого раннего периода, по которому нет никаких эпиграфических материалов, ученые должны пользоваться главным образом религиозной литературой. Ведическая литература дает ценные сведения относительно политической, социальной и экономической организации ариев. Религиозные труды буддистов и джайнов содержат важные упоминания об исторических личностях и событиях. Даже работы по астрономии (вроде «Гаргисамхиты»), труды по грамматике (вроде «Аштадхьяи» Панини и «Махаб-хашьи» Патанджали) и чисто литературные сочинения (подобные произведениям Калидасы и Бхасы) в отдельных случаях дают интересные и полезные сведения. Однако совершенно очевидно, что полная картина прошлого не может быть написана на основании этих разрозненных и случайных сведений.

 
9.34. Южная индия в послегуптовский период - падение династии Раштракутов. Версия для печати

После 968 года при слабых преемниках Кришны III династия Раштракутов пришла в полный упадок. Даже Маньяк-хета была разграблена парамарским правителем Сияка Харшей. Амогхавар-ша IV, последний правитель династии, потерпел поражение в 973 году от Тайлапы, правителя из династии Восточных Чалукьев.

 
o10.02. Возвышение Раджпутов – завоесвание арабами Синда. Версия для печати

Первые мусульманские набеги. Через несколько лет после смерти Мухаммеда арабы стали властителями обширной империи, включавшей Аравию, Сирию, Палестину, Египет и Иран. Согласно Арнольду, крупному авторитету в области истории ислама, удивительный расцвет незначительного до того времени народа пустыни был обусловлен не столько зародившимся у него религиозным духом, сколько его желанием овладеть землями и богатством своих соседей, которые были богаче и удачливее его. Другие авторы-' считают, что только «подлинный религиозный энтузиазм, сила новой веры,,, впервые расцветающей во всей своей чистоте, обеспечили победу арабскому оружию в каждой битве и способствовали образованию величайшей империи в мире в столь невероятно короткий срок». Во всяком случае, в Индии арабов, скорее, привлекали сказочные богатства, чем желание распространять ислам. Завоевание Ирана делало вторжение в Индию сравнительно легким делом.
Первый описанный поход арабов (636—637 гг.) был морским походом» предпринятым с целью ограбления западных берегов Индии. Халиф Омар? в правление которого арабские войска достигли Тханы близ Бомбея, не любил моря и не одобрял дальних экспедиций. Его преемники, однако, были менее осторожны. При них стремление арабов к завоеваниям нашло больший простор, Войска были посланы против Кермана и Макрана, но военные успехи не влекли за собой присоединения территорий. Были также сделаны попытки захватить Афганистан.
Завоевание Синда. Примерно к началу VIII века могущество арабов достигло своего апогея. На западе их политическое господство распространилось через Северную Африку до Испании; на востоке они завоевали Бухару; Ходжент, Самарканд и Фергану и приблизились к Кашгару. Хадджадж; управлявший Ираком от имени халифа, послал армию для наказания пиратов из поселения Дебал (морской порт, расположенный недалеко от города Тхатты) в Синде, разграбивших восемь кораблей, которые везли подарки для халифа от правителя Цейлона. Предприятие оказалось неудачным, и начальник был убит. Новый поход, более тщательно продуманный и лучше организованный, был осуществлен под командованием Мухаммеда-ибн-Касима.
В 712 году Мухаммед достиг Дебала и взял город штурмом. Завоеватели захватили богатую добычу, и все мужчины старше 17 лет, отказавшиеся принять ислам, были убиты. Затем Мухаммед проследовал на север и на своем пути покорил жителей Нируна (близ нынешнего Джарака, к югу от Хайдерабада). Дахир, брахманский правитель Синда, собрал сильную армию в Раваре, где, по словам мусульманского историка, «произошла жестокая битва, подобной которой никогда не было». Дахир погиб в бою, и его армия, оставшаяся без вождя, потерпела поражение после ожесточенной борьбы. Жена и сын Дахира нашли убежище в крепости Равар, которую защищали около 15 тысяч человек, отражавших атаки мусульман. Когда падение крепости стало неизбежным, героическая правительница и другие женщины, жившие там, сожгли себя, чтобы избежать бесчестия. Мухаммед занял крепость, истребив 6 тысяч человек, и захватил находившиеся там богатства Дахира. Затем армия Мухаммеда двинулась к Брахманабаду (ныне разрушенный город к северу от Хайдера-бада), где население сдалось ему без сопротивления, так же как жители Пи-руна. Далее последовал захват крепости Арор (Алор). Последней твердыней индусов был Мультаи, который был занят после ожесточенных боев.
Победоносное продвижение Мухаммеда было, однако, прервано, возможно, в результате интриг его врагов при дворе халифа. Мухаммед был-замучен до смерти по приказу халифа Валида (705—715 гг.); трудно выделить истинные обстоятельства, которые привели к этой трагедии, из множества легенд, созданных вокруг этих событий более поздними историками.
Управление арабов в Синде. Новая завоеванная провинция была разделена на ряд округов (акта), которыми владели арабские военачальники при условии несения военной службы. Что касается простых солдат, то одним из них давали землю, другие получали твердо установленное жалование. Земля раздавалась также мусульманскому духовенству. В результате этих мероприятий постепенно появились арабские поселения военного характера, причем некоторые из них в конце концов превращались в развитые торговые и культурные центры.
Налог на землю и джизия [подушный налог с иноверцев] были главными источниками дохода. Налог на землю колебался между двумя пятыми и одной четвертой урожая. Были еще дополнительные налоги, право на сбор которых обычно отдавалось на откуп с торгов.
Разработанной судебной системы не было. Вельможам сообщалось о всех совершенных на территории их владений преступлениях, и они имели право выносить в серьезных случаях смертный приговор. Казн [мусульманские судьи] решали дела согласно принципам мусульманского права даже в случаях, касавшихся индусов. К индусам применялись в известных случаях исключительные по своей строгости наказания. Например, воровство, совершенное индусом, каралось сожжением членов семьи обвиняемого. Все спорные вопросы между индусами, касающиеся женитьбы, наследства, прелюбодеяния и т. д., разрешались с помощью панчаятов [решениями пяти старейшин].
Завоеватели, разумеется, начали с разрушения храмов и преследования «неверных», однако скоро стало ясно, что индуизм был слишком крепок, чтобы его можно было сломить силой. В дальнейшем арабы стали придерживаться политики терпимости. Эта политика была провозглашена Халджаджем в следующих выражениях: «Поскольку они покорились и согласились платить налоги халифу, больше от них, собственно, нечего требовать. Мы взяли их под свою защиту, и мы не можем покушаться на их жизнь или имущество. Им разрешено поклоняться своим богам. Никому нельзя запрещать или мешать исповедовать свою религию». В Мультане Мухаммед-ибн-Касим объявил: «Храмы должны быть неприкосновенны, так же как христианские церкви, иудейские синагоги и жертвенники магов» [зароастрийцев.]. Трудно сказать, в какой степени это заявление выполнялось его последователями.
Падение власти арабов в Синде. Религиозное рвение и жажда политической власти объединяли арабов на первых этапах их завоеваний; укрепление их власти повлекло за собой, однако, разногласия и разлад. Начальник боролся с начальником, сунниты преследовали шиитов, а также некоторые еретические секты, как-то: хариджей и карматов. С ослаблением власти халифов Синд распался на ряд мелких государств, которые в действительности были независимыми. К концу IX века Синд фактически был отрезан от халифата. Три столетия спустя Мухаммед Гури завоевал весь Синд, от Мультана до Де-бала, и оставил его в наследство своим преемникам в Индии.
Влияние правления арабов в Синде на историю Индии. Завоевание арабами Синда оценивалось как «эпизод в истории Индии и ислама, как победа, не имевшая результатов». Арабы не могли использовать Синд в качестве базы для завоевания Индии. Совершались походы против князей Раджпутаны, Гуджарата, Катхиавара и Катча, однако раджпуты, особенно гурджара-пра-тихары, были слишком сильны, чтобы их можно было победить. Синд при арабах оставался изолированным в политической структуре Индии. И действительно, обширные торговые операции, проводившиеся арабами Синда, превратили население этой индийской провинции в члена мусульманской семьи народов и отрезали его от индусского мира, лежащего за пустыней Раджпутаны.
Хотя арабы и обратили часть населения Синда в свою веру, они не могли оказать прочного воздействия на язык, искусство, традиции, обычаи и нравы страны. Дороги и здания, построенные ими, не выдержали испытания временем. С другой стороны, на самих арабов сильно повлияло соприкосновение с индийской цивилизацией. Ислам в ранние годы воспринял многое из индийской музыки, живописи, медицины и философии. Именно у индийцев арабы познакомились с астрономией. Культурные связи между индусами и арабами были резко оборваны с падением династии Абассидов.

 
o10.03. Возвышение Раджпутов - династии северной Индии. Версия для печати

После смерти Пулакешина II последовал временный упадок власти Чалукьев. Сын Пулакешина Викрамадитья I (655— 680 гг.) сумел вернуть отцовские владения, захваченные Паллавами. Война с Паллавами продолжалась, столица Паллавов была разграблена, Чола, Керала и Пандья еще раз почувствовали силу армии Чалукьев. Преемники Викрамадитьи I—Винаядитья I и Виджаядитья I,—правление которых охватывает примерно 680—733 годы, были могущественными правителями. Первому приписывают победы над «господином всей Уттарапатхи», который, возможно, был Адитьясеной—одним из преемников правителя из династии Гупта. Во время правления Викрамадитьи II (приблизительно 733—746гг.) Паллавы еще раз потерпели поражение, и их столица была разграблена армией Чалукьев. Викрамадитье II подчинились чолы, пандья и народ Малабара. Арабы Синда совершили набег на Лату (южный Гуджарат), входившую тогда во владения Чалукьев, но были отброшены. Таким образом, Южная Индия была освобождена от угрозы со стороны арабов. Сын Викрамадитьи II Киртиварман II сдал Махараштру вождю раштракутов Дантидурге, и господство Чалукьев пришло к концу (приблизительно в 753 г.). лежащей между Джамной и Сатледжем, сделал династию Виграхараджи стражем у входа в долину Ганга—Джамны и, как в дальнейшем показала история, чахаманам пришлось получить первый удар от возродившегося мусульманского государства, которое постепенно распространилось за афганские горы».
Последним крупным правителем из ветви Сакамбхари династии Чахаманов был Притхвираджа III (примерно 1179—1192 гг.), имя которого хорошо известно всем изучающим историю Индии. Его деяния изложены подробно в санскритской поэме под названием «Притхвираджа-виджая», автором которой, возможно, был Джаянка, а также в знаменитой эпической поэме «Притх-вираджа-Расо», написанной на хинди Чанд Бардаи. Историческая ценность работы Чанд Бардаи, однако, сомнительна. Хронология в ней полна абсурдов, а знаменитая история о Самьогите(Речь идет о похищении Притхвираджей дочери раджи Джаячандры, правителя Канауджа.) слишком романтична, чтобы быть подлинной.
Имеются надежные сведения о враждебных отношениях Притхвираджи с Чанделлами из Джеджа-Бхукти и Чаулукьями из Гуджарата; борьба с Мухаммедом Гури дает ему право претендовать на роль последнего героя индусской Индии. Падение династии Ямини в Пенджабе (1180 г.) столкнуло лицом к лицу династии Гури и Сакамбхари. Индусские князья из Северной Индии не сделали попытки объединиться против угрозы чужеземного вторжения. В 1191 году Мухаммед Гури встретился с Притхвираджей в Тараине. Мусульманский летописец говорит: «Поражение постигло армию ислама, и она была безвозвратно потеряна». Мусульманской армии было, однако, разрешено вернуться в Газну. Мухаммед Гури перестроил свои силы и снова появился на поле Тараина в 1192 году. Притхвираджа потерпел поражение, был взят в плен и убит. Это бедствие, постигшее индусов, было результатом тактического превосходства армии Мухаммеда, который прекрасно использовал свою мобильную конницу.
Вторая битва при Тараине фактически передала в руки мусульман государство Чахаманов. Аджмир, Дели и Мирут были заняты вскоре, и волнения, вызванные некоторыми родственниками Притхвираджи, были быстро подавлены.
Чанделлы (Чандратреи), правители Джеджа-Бхукти (Бунделкханд). Ранняя история Чанделлов весьма туманна. Считалось, что этот род ведет свое происхождение от луны. Первой исторической личностью, о которой говорится в надписях, является Наннука, который жил, вероятно, в первой четверти IX века. Одним из первых центров государства Чанделлов был Кхаджурахо, а первые князья династии были вассалами Гурджара-Пратихаров. Хотя официальные документы Чанделлов признают, что господство Пратихаров длилось до 954 года, возможно, что после поражения, понесенного Махипалом от Ин-дры III вскоре после915 года, повиновение Чанделлов ослабевающей власти правителя империи стало номинальным. Среди первых членов династии Чанделлов, несомненно, могущественными правителями были Харша и Яшоварман, но эпиграфические данные об их успехах столь неопределенны и преувеличены, что трудно привести конкретные подробности их деятельности.
Первым крупным правителем династии был Дханга (приблизительно 954—1002 гг.), который правил значительной частью Верхней Индии, включая Аллахабад, Каланджар и Гвалиор. Ему приписывают победу над многими князьями Северной Индии и Декана, но трудно установить, насколько точны эти эпиграфические указания. Некоторые пз прекрасных храмов в Кхаджурахо были, возможно, построены в период правления Дханги. Ему наследовал его сын Ганда (1002—1019 гг.), невидимому, неправильно отождествляемый с могущественным князем «Нандой», которого некоторые мусульманские летописи характеризуют как противника султана Махмуда. Сын и преемник Ганды Видьядхара изображается мусульманскими летописцами как «крупнейший из правителей Индии по размерам управляемой им территории». Он нанес поражение Раджьяпалу, последнему правителю из династии, стоявшей во главе империи Пратихаров, и убил его. На долю Видьядхары выпала также защита долины Ганга—Джамны от нападений султана Махмуда. Видьядхару отождествляли с могущественным индусским князем «Нандой», имя которого упоминают мусульманские авторы. Имеющиеся сведения о столкновениях «Нанды» с султаном Махмудом не оставляют сомнения в том, что в отношениях с Манделлами великому завоевателю не удалось добиться того успеха, которого он достиг в борьбе против других индусских князей.
Непосредственные преемники Видьядхары были слабыми правителями, и могущество Чаиделлов на некоторое время совсем ослабело в результате побед Лакшми-Карны, знаменитого калачурского правителя. Власть Чандел-лов была восстановлена вправление Киртивармана, полководец которого Гопал нанес тяжелое поражение Лакшми-Карне. Удар, нанесенный Чанделлам калачурским правителем, был, однако, настолько серьезным, что они уже не смогли более восстановить свое господствующее положение в Северной Индии. Последним могущественным князем династии был Маданаварман (приблизительно 1129—1163 гг.). Под его властью находились Каланджар, Кхаджурахо, Аджайгарх и Махоба — четыре важные области, по традиции связанные с Чанделлами. Ему приписывают победы над парамарским правителем Мальвы, калачурским правителем Дахалы и над Сиддхараджей Джаясимаха, чау-лукским правителем Гуджарата. О гахадавальском правителе Бенареса говорится, что «он неизменно дружественно относился к Чанделлам».
Внук Маданавармана, Парамарди (приблизительно 1167—1202 гг.), потерпел поражение от Притхвираджи III, знаменитого чахаманского правителя Аджмира и Дели. В 1202 году Кутб-уд-дин Айбек захватил Каланджар и заставил Парамарди надеть на себя «ярмо подчинения». Сын Парамарди, Трайлокьяварман (приблизительно 1205—1241 гг.), воевал против мусульман и, возможно, отвоевал Каланджар. Чанделлские князья продолжали править в отдельных частях Бунделкханда до XVI века.
Калачури—правители Мадхья Прадеша. Калачури приписывали себе происхождение от кшатриев Хайхая, упоминаемых в эпосе и в преданиях Пуран. Их имя упоминается в эпиграфических источниках в период, по меньшей мере, с VI по XV век. Главная их ветвь—Калачури из Дахалы или Три-пури (нынешний Тевар близ Джаббалпура, Мадхья Прадеш)—относит свое происхождение к Вишну. Основателем династии был Коккала (приблизительно 875—925 гг.), который, возможно, правил территорией нынешнего Джаббалпорского района в Мадхья Прадеше. Он заключил брачные союзы с Раштракутами и Чанделлами, поддерживал дружественные отношения с Гурд-жара-Пратихарами. Политика заключения брачных союзов с Раштракутами продолжалась в течение трех поколений. Калачурский правитель Дакшма-нараджа, правивший во второй половине X века, приписывает себе победы над правителями Бенгалии, Косалы, Гуджарата, Кашмира и государства Пан-дьев. Он, возможно, совершал грабительские набеги на Бенгалию, Косалу и Гуджарат; трудно, однако, связывать его имя с Кашмиром и государством Пандьев. Ювараджа II потерпел поражение от парамарского правителя Вак-пати II (Мунджа), который занял столичный город Трипури. Трипури был вскоре возвращен, но Таила II, чалукский правитель Кальяни, вероятно, нанес поражение Юварадже II. Преемник Юварджи, повидимому, был побежден чанделлским правителем Видьядхарой.
Гангея Викрамадитья (приблизительно 1030 —1041 гг.) восстановил господство династии Калачури. Ему приписывают победу над правителями Киры (в долине Кангры), Бенгалии, Уткалы и Кунталы. Захватив Аллахабад и Бенарес, он распространил свою власть на севере вплоть до Ганга. Однако он потерпел поражение от парамарского правителя Бходжи. Сын Гангеи Викрамадитьи, Лакшми-Карна (приблизительно 1041—1070 гг.), был великим завоевателем. «Он, по крайней мере, временно господствовал над всем районом, простирающимся от истоков рек Банас и Махи на западе до устьев Хугли на востоке и от долины Ганга—Джамны на севере до верхнего течения Маха-нади, Вайнганга, Вардхи и Тапти. Таким образом, имперская мантия, перешедшая от Гурджара-Пратихаров к Манделлам и Парамарам, была в конце концов захвачена Калачури». Однако к концу правления Лакшми-Карны этот могущественный правитель потерпел поражение от Наяпала и Виграхапала II из Бенгалии, от чанделлского правителя Киртивармана, от парамарского князя Удаядитьи, от чаулукского правителя Бхимы I, а также от Сомешвары I, правителя Кальяни из дома Чалукьев.
Преемник Лакшми-Карны, Яшах-Карна (приблизительно 1073—1125гг.), также потерпел поражение от парамарских, чанделлских и чалукских правителей. Возможно, что как раз в период его правления гахадавалы захватили всю область—от Бенареса до Канауджа,—лишив Калачури их самых лучших округов в долине Ганга — Джамны. Преемник Яшах-Карны, Гая-Карпа (около 1151 г.), также, возможно, потерпел поражение от чаиделлского князя Маданавармана. Калачури из Тумманы добились независимости и отняли у Гаи-Карны южную Косалу. О его преемниках имеется очень мало точных данных.
В течение второй половины XIII века и первой половины XIV века мусульмане распространили свою власть вплоть до гор Бханрер. Калачури, возможног правили в районе Джаббалпура вплоть до установления в этой области господства гондов в начале ХVвека.
Гахадавалы из Бенареса и Канауджа. По надписям этой династии можно проследить ее происхождение от Яшовиграхи, который, видимо, не принадлежал к правящему роду. Подлинным главой этого дома, утвердившим его величие, был Чаыдра, который занял Канаудж к концу XI века. Бенарес был, невидимому, сначала столицей Гахадавалов. Распространение нх власти на нынешний Уттар Прадеш было, видимо, осуществлено за счет Калачури. Говиндачандра (приблизительно 1114—1154 гг.) был самым крупным правителем из династии Гахадавала. Мы знаем мало подробностей о его борьбе с султанами Ямини из Пенджаба, с Палами—правителями Бихара,—с династией Сена из Бенгалии и Калачури из Дахала. Он поддерживал дружественные отношения с Манделлами из Северной Индии и с Чолами в Декане. Борьбу против Ямини продолжал сын Говиндачандры, Виджаячандра.
Следующий правитель, Джаяччандра (приблизительно 1170—1193 гг.), хорошо известен всем изучающим историю Индии. Лакшману из династии Сена, современнику Джаяччандры правителя Бенгалии, приписывают сооружение победных колонн в Бенаресе и Аллахабаде. Если это соответствует действительности, он, очевидно, нанес поражение Джаяччандре. В «Притхви-раджа-Расо» Чанд Бардаи содержится широко известная история соперничества Джаяччандры с Притхвираджей III и романтический эпизод, связанный с дочерью первого, Самьогитой. Мы уже указывали на то, что поэма Чанд Бардаи не является надежной исторической работой. После второй битвы у Тараина верный полководец Мухаммеда Гури, Кутб-уд-дин Айбек, вторгся во владения Гахадавалов. Джаяччандра потерпел поражение и был убит в битве у Чандвара (округ Этава, Уттар Прадеш) в 1193 году. Тогда был разграблен Асни (близ Джаунпура, или Фатхпура, Уттар Прадеш), где «хранились сокровища раджей». Одержав победу, мусульмане захватили тогда Бенарес и разрушили много храмов.
Согласно данным эпиграфики, Харишчандра, сын Джаяччандры, сохранил независимость и правил некоторой частью владений своего отца, несмотря на то, что мусульмане захватили главные города государства Гахадавалов. Некоторые хроники бардов Раджпутаны прослеживают происхождение Рат-хоров из Джодхпура от Джаяччандры; это предание, повидимому, подкрепляется эпиграфическими данными.
Парамары из Мальвы. Согласно более поздним преданиям и эпиграфическим источникам, происхождение Парамаров ведется от мифического очага на горе Абу, однако некоторые из более ранних надписей династии связывают Парамаров с Раштракутами из Декана. Парамары появились в Гуджарате в качестве вассалов Раштракутов примерно в середине X века. Первым историческим лицом этой династии был, возможно, Упендрараджа, но подлинным создателем величия династии был, повидимому, Вакпатираджа I, вассал Раштракутов. Ранние Парамары, вероятно, приняли участие в борьбе Раштракутов с Гурджара-Пратихарами. Одновременное падение обеих соперничавших династий к концу X века позволило Парамарам установить свою независимость в Мальве, куда они переселились из Гуджарата.
Харша, иначе Сияка II (приблизительно 948 — 974 гг.), был, повидимому, первым независимым парамарским правителем. Его преемник, Вакпати II, или Мунджа (приблизительно 974 — 995 гг.), был могущественным и честолюбивым князем. Он неоднократно пытался свергнуть узурпатора Тайлу II с престола Кальяни. Ювараджа II, калачурский правитель Дахалы, потерпел от него поражение. Имеются также указания на его вражду с Кералами, Молами» Чау-лукьями из Гуджарата, Чахаманами из Надола и Гухилотами из Мевара. Он трагически погиб в войне с Тайлой II. Мунджа был покровителем науки. Некоторые знаменитые ученые, в том числе Падмагупта — автор «Навасахашанка-чарита» — и Халаюдха — знаменитый толкователь поэтики, — пользовались его покровительством. Вероятно, сам Мунджа был довольно известным ученым и поэтом.
Бходжа (приблизительно 1010 — 1055 гг.), крупнейший правитель из династии Парамаров, широко известен в легендах и истории Индии. О его военных походах в высокопарном стиле повествуют современные ему надписи. Имеются подлинные рассказы о его борьбе с Чалукьями из Кальяни и Калачури из Дахалы, и есть основания полагать, что в некоторых из этих сражений Бходжа был победителем. Однако его конец, как и судьба Вакпати II, был трагичным. Он погиб во время нападения на его столицу Дхару Сомешва-ры I Ахавамалла, чалукского правителя Кальяни, Бхимы I, чаулукского правителя Гуджарата, и Лакшми-Карны, знаменитого калачурского правителя. Отношения Бходжи с Чанделлами не были, вероятно, дружественными. Славу великого правителя он заслужил, скорее, покровительством искусству и литературе, чем своими политическими и военными успехами. Эпиграфические данные указывают на проводившиеся им большие строительные работы. К сожалению, однако, сохранилось очень мало сооружений того периода. Этому одаренному правителю приписывают многочисленные работы по философии, поэзии, поэтике, астрономии, архитектуре, медицине, грамматике, лексикографии и другим наукам.
Могущество династии Парамара было восстановлено Удаядитьей (приблизительно 1058 — 1087гг.), которому, вероятно, помогло возникновение войны между тремя союзниками (Чалукья, Чаулукья и Калачури), свергнувшими Бходжу. Отчаянные попытки восстановить утерянную славу Парамаров предпринимались более поздними членами этого дома, однако к середине XII века значительная часть территории Парамаров, включая Уддажайн, была захвачена Сиддхараджей Джаясимхой из Гуджарата. Внутренние распри усугубили влияние этих военных и политических бедствий. Арджунаварман (приблизительно 1211 — 1215 гг.) был последним способным правителем этой династии. Его преемникам пришлось сдерживать неоднократные нападения мусульман. В конце концов Мальва была завоевана мусульманами в правление Ала-уд-дина Хилджи.
Правители Гуджарата из династии Чаулукья (Соланки) и Вагхела. Чау-
лукья, или Соланки, правили в Гуджарате и Катхиаваре около трех с половиной столетий (приблизительно 950—1300гг.). Некоторые ученые связывают Чаулукьев с Чалукьями, другие, однако, сомневаются в существовании этой связи. Предания бардов относят Чаулукьев к знаменитым племенам агни-кула, но Мулараджа, основатель династии, возможно, был сыном княгини из династии Чапотката, правившей в Гуджарате в VIII, IX и X веках.
Упадок Гурджара-Пратихаров и Раштракутов в течение второй половины X века создал большие политические возможности, которые были использованы многими честолюбивыми князьями. Мулараджа I (приблизительно 961—996 гг.) образовал небольшое княжество в долине Сарасвати и захватил у последнего правителя из династии Чапотката город Анхилваду (или Ана-хила-патаку). Следующим могущественным правителем из этой династии был Бхима I (приблизительно 1022—1064 гг.). Он всевал с мусульманами из Синда, продолжая и в этом отношении политику своих предшественников. В качестве союзника Калачури и Чалукьев из Кальяни он нанес поражение Бходже, знаменитому парамарскому правителю. Мы узнаем также, что он нанес поражение калачурскому правителю Лакшми-Карне.
К сожалению, ни имеющиеся надписи, ни джайнские летописи не упоминают о набегах султана Махмуда на Сомнат во время правления Бхимы. При изложении этого важного события нам приходится полагаться исключительно на мусульманские источники. Когда Махмуд появился у Анхилвады, Бхима I, застигнутый врасплох, повидимому, оставил город. Когда могущественный завоеватель приблизился к Сомнатскому храму, местный военачальник тоже бежал, найдя убежище на корабле. Священнослужители, однако, сопротивлялись врагу с мужеством отчаяния. Мусульманский летописец того времени говорит: «Пятьдесят тысяч неверных было убито около храма, те же, кому удалось избежать меча, погрузились на суда и бежали». Победитель разграбил храм и захватил богатства, оцененные современным автором в 10,5 миллионов фунтов стерлингов. Мы вынуждены отвергнуть рассказ, появившийся примерно через шесть столетий после смерти Махмуда, о том, будто бы Махмуд отказался от предложения священнослужителей дать ему золото вместо идола,—одним ударом своего жезла он якобы разбил «у идола Сомнатха чрево, которое было полым», и нашел там много драгоценных камней большой ценности.
Обратный путь Махмуда лежал не через Анхилваду, он выбрал менее обычный путь—через Мансуру. По дороге его тревожили войска, посланные, возможно, Бхимой I. Махмуд не делал попыток захватить какой-либо город или какую-либо часть Гуджарата.
Правление преемника Бхимы, Карны I (приблизительно 1064—1094 гг.), было мирным. Сын Карны I, Джаясимха Сиддхараджа (примерно 1094— 1144 гг.), был одним из величайших правителей своего времени. Эпиграфические данные показывают, что его владения занимали значительную часть Центральной Индии и Раджпутаны, помимо Гуджарата, Катхиавара и Катча. Он одержал победу над Яшоварманом, парамарским правителем Мальвы, и занял некоторую часть территории Парамаров, включая Удджайн. Он воевал также с Чанделлами, мусульманами из Синда и некоторыми более мелкими князьями. Подобно Бходже Парамара, он был великим строителем. Одним из приписываемых ему сооружений было искусственное озеро Сахашралинга в Патане. Он устроил школы для обучения различным наукам и оказывал покровительство многим выдающимся ученым.
Кумарапал (приблизительно 1144—1173 гг.) был энергичным правителем. Он нанес поражение Арнорадже, чахаманскому правителю Сакамбхари. Имеются также указания на его войны против Парамаров из Мальвы и Абу, правителя Конкана и вождя Сураштры. Кумарапал был джайном. Он запретил убивать животных в своем государстве и даже направил послов в Бенарес, чтобы и там пресечь нанесение вреда животным. Положение изменилось в правление Аджаяпала (приблизительно 1173—1176 гг.), который разрушил много джайнских храмов.
Во время правления Бхимы II (примерно 1178—1241 гг.) Мухаммед Гури вторгся в Гуджарат (в 1178 г.) Хотя Бхима был «молод годами», он располагал «многочисленными силами и большим количеством слонов, и, когда началась битва, войско ислама было разбито и обращено в бегство». Мухаммед Гури вернулся в Газну и в течение ближайших двух десятилетий не угрожал Гуджарату. В 1195 году Кутб-уд-дин Айбек разграбил Анхилваду. Два года спустя он предпринял другой поход через Аджмир и Надол и занял временно Анхилваду. Возможно также, что Бхиме II пришлось отражать нападения Парамаров из Мальвы, Чахаманов из Сакамбхари и Ядавов из Девагири.
Эти войны, невидимому, ослабили власть правителей и побудили вассалов и министров добиваться самостоятельности. К концу правления Бхимы Ла-ванапрасад, глава ветви Вагхела дома Чаулукья, образовал княжество около Дхолки, между Сабармати и Нарбадой. К концу XIII века сын Лаванапрасада, Вирадхавал, стал независимым правителем. Вагхелы окончательно узурпировали власть в правление Висаладевы (приблизительно 1244—1262 п\), который захватил Анхилваду и занял трон Чаулукьев.
Последний независимый правитель Гуджарата Карна II вступил на престол в 1296 году. Как раз в его правление Гуджарат был присоединен к империи Ала-уд-дина Хилджи.
V
Гухилоты из Мевара. Хотя все изучающие историю Индии более или менее знакомы с деятельностью раны Саграм Сингха, раны Пратап Сингха и раны Радж Сингха, все же имеется очень мало достоверных сведений о первых князьях из династии Гухилотов. В преданиях бардов Гухилоты изображаются потомками Рамы, героя «Рамаяны», но, судя по эпиграфическим данным, они происходят от хуна-гурджаров. Самые ранние надписи этой династии свидетельствуют о том, что предки Гухилотов были вначале брахманами неиндийского происхождения, жившими в Анандапуре, в Гуджарате.
Согласно преданию, основателем династии был Баппа, однако трудно сказать, является ли Баппа действительно именем собственным. В самых ранних эпиграфических сообщениях, содержащих генеалогию этого дома, имя Баппа вообще не встречается. Перечень начинается с Гухадатты, от этого имени и происходит слово гухилот. Ранние князья династии, невидимому, правили мелким княжеством в верхней части долины Сабармати. Некоторые из этих князей, возможно, были вассалами Парамаров и Чаулукьев. Когда Гухилоты стали полностью независимыми, нам не известно, так как трудно проследить деятельность этих князьков в запутанной истории того периода.
На протяжении XIII века правителям Мевара, особенно Джайтрасимхе (приблизительно 1213—1256 гг.), пришлось противостоять вторжениям мусульман. Кульминационный пункт наступил в правление Ратнасимхи. В 1303 году Ала-уд-дин Хилджи вторгся в Мевар и захватил столицу Читор.
Сены из Бенгалии. После падения Палов последовало возвышение Сенов в Бенгалии. Согласно эпиграфическим источникам, Сены принадлежали к известной касте брахма-кшатриев и переселились из Карнаты (область с населением, говорящим на языке канара, в штатах Майсур и Хайдерабад, в Южной Индии). Об основателе династии Саманте Сена говорится, что он уже в пре

Кумарапал (приблизительно 1144—1173 гг.) был энергичным правителем. Он нанес поражение Арнорадже, чахаманскому правителю Сакамбхари. Имеются также указания на его войны против Парамаров из Мальвы и Абу, правителя Конкана и вождя Сураштры. Кумарапал был джайном. Он запретил убивать животных в своем государстве и даже направил послов в Бенарес, чтобы и там пресечь нанесение вреда животным. Положение изменилось в правление Аджаяпала (приблизительно 1173—1176 гг.), который разрушил много джайнских храмов.
Во время правления Бхимы II (примерно 1178—1241 гг.) Мухаммед Гури вторгся в Гуджарат (в 1178 г.) Хотя Бхима был «молод годами», он располагал «многочисленными силами и большим количеством слонов, и, когда началась битва, войско ислама было разбито и обращено в бегство». Мухаммед Гури вернулся в Газну и в течение ближайших двух десятилетий не угрожал Гуджарату. В 1195 году Кутб-уд-дин Айбек разграбил Анхилваду. Два года спустя он предпринял другой поход через Аджмир и Надол и занял временно Анхилваду. Возможно также, что Бхиме II пришлось отражать нападения Парамаров из Мальвы, Чахаманов из Сакамбхари и Ядавов из Девагири.
Эти войны, невидимому, ослабили власть правителей и побудили вассалов и министров добиваться самостоятельности. К концу правления Бхимы Ла-ванапрасад, глава ветви Вагхела дома Чаулукья, образовал княжество около Дхолки, между Сабармати и Нарбадой. К концу XIII века сын Лаванапрасада, Вирадхавал, стал независимым правителем. Вагхелы окончательно узурпировали власть в правление Висаладевы (приблизительно 1244—1262 п\), который захватил Анхилваду и занял трон Чаулукьев.
Последний независимый правитель Гуджарата Карна II вступил на престол в 1296 году. Как раз в его правление Гуджарат был присоединен к империи Ала-уд-дина Хилджи.
V
Гухилоты из Мевара. Хотя все изучающие историю Индии более или менее знакомы с деятельностью раны Саграм Сингха, раны Пратап Сингха и раны Радж Сингха, все же имеется очень мало достоверных сведений о первых князьях из династии Гухилотов. В преданиях бардов Гухилоты изображаются потомками Рамы, героя «Рамаяны», но, судя по эпиграфическим данным, они происходят от хуна-гурджаров. Самые ранние надписи этой династии свидетельствуют о том, что предки Гухилотов были вначале брахманами неиндийского происхождения, жившими в Анандапуре, в Гуджарате.
Согласно преданию, основателем династии был Баппа, однако трудно сказать, является ли Баппа действительно именем собственным. В самых ранних эпиграфических сообщениях, содержащих генеалогию этого дома, имя Баппа вообще не встречается. Перечень начинается с Гухадатты, от этого имени и происходит слово гухилот. Ранние князья династии, невидимому, правили мелким княжеством в верхней части долины Сабармати. Некоторые из этих князей, возможно, были вассалами Парамаров и Чаулукьев. Когда Гухилоты стали полностью независимыми, нам не известно, так как трудно проследить деятельность этих князьков в запутанной истории того периода.
На протяжении XIII века правителям Мевара, особенно Джайтрасимхе (приблизительно 1213—1256 гг.), пришлось противостоять вторжениям мусульман. Кульминационный пункт наступил в правление Ратнасимхи. В 1303 году Ала-уд-дин Хилджи вторгся в Мевар и захватил столицу Читор.
Сены из Бенгалии. После падения Палов последовало возвышение Сенов в Бенгалии. Согласно эпиграфическим источникам, Сены принадлежали к известной касте брахма-кшатриев и переселились из Карнаты (область с населением, говорящим на языке канара, в штатах Майсур и Хайдерабад, в Южной Индии). Об основателе династии Саманте Сена говорится, что он уже в преклонном возрасте поселился на берегах Ганга в Бенгалии, однако нет данных, указывающих на то, что он был вождем. Мелкое княжество было, невидимому, образовано его сыном, Химаитой Сена. Сын последнего, Виджая Сена (приблизительно 1095—1158гг.), отвоевал восточную Бенгалию у Варманов и часть северной Бенгалии у Палов. Он, возможно, вторгся в Камарупу. Ему приписывают завоевание Митхилы и Калинги, а из одного эпиграфического источника мы узнаем, что «его флот во время его завоеваний на западе продвинулся по Гангу». У него было две столицы, одна—Виджаяпур, в западной Бенгалии, и другая—Викрамапур, в восточной Бенгалии.
Преемником Виджая Сена был его сын Баллала Сена (приблизительно 1158—1179 гг.). Окончательный разгром Палов и завершение завоевания северной Бенгалии могут быть приписаны ему. Предание о его походе против Магадхи не подтверждается эпиграфическими данными. Баллала Сена был ученым и признанным писателем. До нас дошли две приписываемые ему работы: «Данасагара» и «Адбхутасагара», Ему приписывают проведение важных социальных реформ, а также восстановление ортодоксальных индусских обрядов, что, вероятно, было реакцией на преобладание буддизма при Палах. Баллала Сена, очевидно, правил всей нынешней Западной и Восточной Бенгалией и некоторой частью северного Бихара.
Последним значительным правителем из династии Сена был Лакшмана Сена (приблизительно 1179—1205 гг.), сын и преемник Баллалы Сена. Эпиграфические источники приписывают ему победы гад правителями Гауды, Камарупы, Калинги и Каши. Указывают, что он установил победные колонны в Пури, Бенаресе и Аллахабаде. Весьма возможно, что он добился некоторых военных успехов в борьбе против Гахадавалов, поскольку факт включения округа Гайя (в Бихаре) в его владения подтверждается данными эпиграфики. Если Лакшмана Сена действительно продвинулся до Бенареса и Аллахабада, то мы имеем дело, скорее, с набегом, чем с завоеванием. К концу его правления могущественное государство Сена было ослаблено внутренней борьбой, которая привела к образованию независимых княжеств в южной и восточной Бенгалии.
Процесс распада был ускорен вторжением Ихтиар-уд-дин Мухаммед Бахтиара Хилджи, тюркского военачальника, который пришел в Индию, возможно, с войском Мухаммеда Гури. После захвата Магадхи он «повел конницу через необитаемые холмы и джунгли Джхаркханда и в результате форсированного марша внезапно появился перед Надией, где в это время находился Лакшмана Сена». Старый правитель был, повидимому, совершенно неподготовлен к встрече с дерзким захватчиком. Он бежал в восточную Бенгалию. Ихтиар занял Надию; позднее он перенес свою главную квартиру в Лакхнау-ти и установил свою власть над некоторой частью северной Бенгалии. Лакшмана Сена продолжал править в восточной Бенгалии, по крайней мере, в течение трех или четырех лет после набега на Надию и умер вскоре после 1205 года.
Хотя успех тюркского завоевателя и затмил славу Лакшмана Сена, все же надо признать, что вначале его деятельность была весьма успешной даже в военном отношении; необходимо также иметь в виду его место в истории культуры Бенгалии. Он был вишнуитом, хотя его предшественники были шиваитами. Джаядева, величайший вишнуитский поэт Бенгалии, жил при его дворе. Его покровительством пользовались и другие широко известные поэты, такие, как Дхойи, Сарана и Говардхана. Крупный ученый Халаюдха был его первым советником и главным судьей. Сам Лакшмана Сена был недюжинным писателем. Он закончил работу своего отца «Адбхутасагара», а в антологиях приводятся некоторые приписываемые ему санскритские стихи.
После смерти Лакшмана Сена правили два его сына—Вишварупа Сена и затем Кешава Сена. Их владения, повидимому, ограничивались восточной и южной Бенгалией. В эпиграфических документах имеются указания на их борьбу против мусульман, однако подробности неизвестны. Мы узнаем из «Табакат-и Насири», что потомки Лакшмана Сена правили в Бенгалии, по крайней мере, до 1245 года, а возможно, что и до 1260 года.
«Несмотря на бесславный конец, короткий период правления династии Сена в Бенгалии явился важной вехой в ее истории. Три способных и энергичных правителя, правивших один за другим, объединили всю страну и создали самое мощное государство в Бенгалии со времени Девапала, умершего 350 лет тому назад. Их мощная поддержка ортодоксальной индусской религии помогла ей занять то господствующее положение в Бенгалии, какое она уже давно занимала в остальной Индии. Период династии Сена был также отмечен высоким развитием санскритской литературы в Бенгалии. Если индусское общество, его религия и культура в Бенгалии сумели хотя бы частично устоять против нашествий ислама, то этим они главным образом обязаны той новой энергии и жизнедеятельности, которые сообщила им сильная индусская правящая династия из Карната».


 


 

 
o10.04. Возвышение Раджпутов - последующие династии южной Индии. Версия для печати

Западные Чалукья из Кальяни. Западные Чалукья из Кальяни, повиди-мому, принадлежали к боковой ветви Чалукьев из Ватапи. Тайлапа, основатель династии, вначале, вероятно, был вассалом Раштракутов. Он нанес поражение Амогхаварше IV, последнему раштракутскому правителю, и установил свою власть на обломках государства Раштракутов. Он завоевал Лату (южный Гуджарат), но занимал эту провинцию лишь временно, так как она была захвачена Мулараджей Чаулукья из Анхилвады. Тайлапа присоединил Кунталу (Канара), ему приписывают также победу над Калачури и Чолами. Вакпати Мунджа, знаменитый парамарский правитель Мальвы, наносил Тай-лапе поражения, повидимому, не менее шести раз, но в конце концов Мунджа сам был взят в плен и убит Тайлапой. Тайлапа после долгого правления (примерно 25 лет) умер, в 997 году или около этого времени.
В начале XI века владения западных Чалукьев подверглись нападению Чолов при Раджарадже I, а Бходжа, великий парамарский правитель Мальвы, отомстил за трагическую смерть своего дяди победой над правителем Чалукья. Затем Бходжа заключил союз с восточными и западными соседями—калачур-ским правителем Чеди и западными Чаулукьями из Анхилвады,—с тем чтобы уничтожить западных Чалукьев, но эта коалиция была разбита Джаясим-хой II Джагадекамалла (приблизительно 1015 —1042 гг.), который восстановил могущество Чалукьев.
Сын и преемник Джаясимхи, Сомешвара I Ахавамалла (приблизительно 1042—1068 гг.), был великим завоевателем. Бходжа еще не оправился от страшного поражения, нанесенного ему Джаясимхой, а Сомешвара уже вторгся в Мальву и разграбил ее главные города—Манду, Дхара и Удджайн. После поражения и трагической смерти Бходжи на парамарский престол вступил Джаясимха, который своим успехом был обязан главным образом помощи Сомешвары. Таким образом, старое соперничество между Чалукьями и Пара-марами было заменено дружественным союзом, который, несомненно, усилил могущество честолюбивого правителя Чалукья, обратившегося тогда на юг и вступившего в борьбу с Чолами. Раджадхираджа I, знаменитый правитель Чолов, был убит в битве при Коппаме (1052 г.); войска Чалукьев атаковали даже Канчи, главную резиденцию правителей Чолов. Затем Сомешвара снова повернул на север. Правитель Канауджа подчинился ему. Великий правитель Калачури, Лакшми-Карна, потерпел поражение. Митхила, Магадха, Анга, Ванга и Гауда были разграблены; правители Пала были в это время слишком слабы, чтобы отбросить победоносную армию Чалукьев. Однако в Камарупе Чалукья встретили достойного противника в лице Ратнапала, который успешно защищал свою территорию. Сомешвара основал новую столицу в Кальяне(В 993 году столицей Тайлапы была Маньякхета) (нынешняя Кальяни в штате Хайдерабад). К концу своей жизни он был побежден Вирой Раджендра Чола в битве при Кудал-Сангамаме. Сомешвара покончил самоубийством, утопившись с соблюдением обряда вводах Тунгабхадры.
Сомешваре I наследовал его старший сын Сомешвара II (1068—1076 гг.)— тиран, свергнутый после кратковременного правления своим младшим братом Викрамадитьей II(Он должен был бы называться Викрамадитья VI, если принять во внимание раннюю династию Чалукья из Ватапи) Трибхуванамалла (1076—1127 гг.). Викрамадитья (Вик-раманка) является героем «Викраманка-чарита» Билханы, одной из очень немногих исторических работ в санскритской литературе. Он был, несомненно, крупнейшим правителем из династии западных Чалукьев. Военные успехи в этот период были обусловлены, в первую очередь, руководством, самого Сомешвара и его предприимчивостью. Год вступления Викрамадитьи II на престол (1076 г.)—первый год открытой им эры Чалукья. После своего вступления на престол он успешно воевал против Чаулукьев из Анхил-вады, Чолов и хойсальского правителя Вишнувардхана. Вместе с тем победы Викрамадитьи на ниве миравгоды его продолжительного правления (в течение полустолетия) не менее примечательны. Он был покровителем науки. Его двор украшали Билхана из Кашмира и Виджнанешвара, широко известный автор трактата «Митакшары»,—авторитетной работы по индусскому праву.
Преемником Викрамадитьи II был его сын Сомешвара III (1127—1138 гг.), который подобно своему отцу покровительствовал наукам и сам был писателем. В источниках сообщается, что его суверенитет был признан правителями Андхры, Дравиды, Магадхи и Непала. Однако эти сведения, невидимому,— всего лишь обычный панегирик. Его сын Джагадекамалла II (примерно 1138— 1151 гг.) захватил часть Мальвы, воевал против Кумарапала из Анхилвады и держал под угрозой Хойсалов.
После смерти Джагадекамаллы II власть западных Чалукьев стала клониться к упадку. В 1157 году трон Кальяны был узурпирован калачурским военным министром по имени Видджала (Видджана). Его правление сыграло важную роль в истории религии Южной Индии. Его министр Басава был основателем религиозной секты под названием вирашайва, или лингаяш. Последователи этой секты и в наше время многочисленны в Майсуре и Канаре. Она придавала большое значение бхакти, то есть преданности и любви к богу, и проповедовала поклонение Шиве в форме линга (фаллоса). Лингаяты не признавали авторитета Вед и следовали многим антибрахманским обычаям (например, замужество вдов, отказ от ношения священного шнура и т. д.).
К концу XII века Сомешвара IV, чалукский князь, вернул значительную часть владений своих предков. Однако возвышение Ядавов из Девагири и враждебное отношение Хойсалов привело к крушению династии западных Чалукьев.
Ядавы из Девагири. Ядавы претендовали на происхождение от Яду, земного предка бога Кришны; в литературе и надписях дан подробный рассказ об их генеалогии. Они установили свою политическую власть в качестве вассалов Раштракутов и западных Чалукьев. Выдвинулись они после падения западных Чалукьев. Бхиллама V, первый известный правитель Ядавов, завоевал у Сомешвары IV значительную часть территории Чалукьев к северу от реки Кришны. Он был, однако, побежден и, возможно, убит хойсалским правителем Вира Баллалой I. Именно Бхиллама установил свою столицу в Девагири (нынешний Даулатабад в штате Хайдерабад), который в дальнейшем стал одним из самых значительных городов Южной Индии. Следующий правитель Джайтрапал I, или Джайтуги (приблизительно 1191—1210 гг.), возвел на престол Какатия своего ставленника и тем самым расширил влияние династии Ядава. Его сын Сингхана (приблизительно 1210— 1247 гг.) был самым крупным правителем династии. Он нанес поражение хой-сальскому правителю Вира Баллале II и расширил границы своих владений за Кришну. Он неоднократно вторгался в Гуджарат во время правления ваг-хельских князей. Он завоевал силхарское княжество Колхапур. Он также успешно воевал против нескольких соседних князей, как, например, правителей Мальвы и Чаттисгарха (в Мадхья Прадеше), Кадамбов из Гоа и Пандьев. Он воздвиг победную колонну на берегу реки Кавери. Вовремя правления Синг-ханы под политическое влияние Ядавов подпала значительная часть Южной Индии. Подобно другим крупным правителям древней Индии, Сингхана покровительствовал науке. При его дворе находились Сарангадхара, написавший труд по музыке, который считается классическим, и Чангадева, знаменитый астроном, основавший школу для изучения астрономии.
Литературные традиции, введенные Сингханой, поддерживались его преемниками. Некоторые широко известные поэтические и религиозные работы были написаны учеными, которые пользовались покровительством правителей из династии Ядава. Хемадри, знаменитый комментатор Дхармашастры, и Джнанешвара, великий маратхский святой, написавший на маратхском языке комментарий к «Бхагаватгите», пользовались покровительством Рама-чандры (приблизительно 1271—1309 гг.), последнего крупного правителя из династии Ядава. Как раз во время правления Рамачандры Ала-уд-дин Хилджи вторгся в Девагири. Династия Ядава пришла к своему бесславному концу вскоре после смерти Рамачандры.
Хойсалы из Дварасамудры. Подобно Ядавам, Хойсалы(указывают, что Сала, основатель династии, убил тигра железным прутом по приказанию одного святого. Это обстоятельство («Пой, Сала» означает «Ударь, Сала»), согласно этому рассказу, и дало фамилию Пойсала, или Хойсала.) претендовали на происхождение из древнего дома, основанного Яду. Они были вначале вассалами при Чолах или западных Чалукьях и правили небольшим княжеством в Майсуре. Первым значительным правителем этой династии был Вишнувард-хан (приблизительно 1110—1140 гг.), который перенес свою столицу из Ве-лапуры (нынешний Белур, округ Хасана, Майсур) в Дварасамудру (нынешний Халебид). Благодаря своим военным успехам он установил свою власть над большой территорией, куда входили почти весь Майсур и некоторые примыкающие округа. Ему приписывают победы над Чолами, Пандъями, народом Малабара и южной Канары, а также над Кадамбами из Гоа; мы узнаем, что он продвинулся до реки Кришны. Трудно сказать, в какой степени эти подвиги являются историческими фактами, но несомненно, что Вишнувардхан был могущественным правителем. Его завоевательная политика натолкнулась, однако, на успешное сопротивление правителя из династии западных Чалукьев, Викрамадитьи II. Вишнувардхан был хорошо знаком с Рамануд-жей и был склонен к вишнуизму.
Внук Вишнувардхана, Вира Баллала I (приблизительно 1172—1215 гг.), открыто присвоил себе титул суверенного правителя, отверг суверенитет западных Чалукьев и разбил военачальника Сомешвары IV. Он также нанес поражение ядавскому правителю Бхилламе V. Его сын и преемник, Вира Баллала II, потерпел поражение от Сингханы, распространившего власть Ядавов
за Кришну.
Более поздние хойсалские правители были ослаблены непрерывными войнами с Чолами и Пандьями. Последний правитель из Хойсалов Вира Баллала 111 потерял свое государство в результате вторжения мусульман. Хойсалы оставили по себе память великих строителей храмов, некоторые из которых сохранились в Халебиде и других местах.
Какатии из Варангала. Какатии считали себя потомками «солнечной династии» кшатриев, упоминаемых в «Рамаяне», но эпиграфические данные свидетельствуют о том, что они были шудрами. Подобно Ядавам и Хойсалам, они начали свою политическую карьеру как вассалы западных Чалукьев. После падения власти сюзерена они объявили о своей независимости и правили в Те-лингане (восточной части штата Хайдарабад) вплоть до завоевания их государства султаном Ахмед-шахом Бахмани (около 1425 г.).
Первым могущественным правителем династии Какатия был Пролараджа (приблизительно 1117 г.), добившийся военных успехов в борьбе против западных Чалукьев. Ганапати (приблизительно 1199—1261 гг.) был крупнейшим из князей Какатия. Ему приписывают победу надЧолами, равно как и над правителями Калинги, Девагири, Карнатаки и Латы (южный Гуджарат). Слабость его современников из династии Чола открыла перед ним широкие перспективы политического возвышения. Ему наследовала его дочь Рудрамба, успешно правившая государством в течение почти тридцати лет. Ее преемник Пратапарудра подчинился Ала-уд-дин Хилджи. В правление Гийяс-уд-дин Туглака государство Какатиев было покорено мусульманами. Какатии потеряли свое политическое значение, но они продолжали править некоторыми частями государства своих предков до тех пор, пока завоевательная политика Бахманидов не положила конец их политическому существованию.
Ранняя политическая история Чолов. Краткое описание ранней истории Чолов было дано в одной из предыдущих глав. Ослабление Паллавов в IX веке1 открыло большие возможности, полностью использованные Чолами. Их ослабевшее господство было восстановлено Виджаялаей (приблизительно 846—871 гг.), который, повидимому, начал править вблизи Ураюра как вассал Паллавов, но затем отнял Танджор у некоторых вассальных союзников Пандьев. С этого времени Танджор стал столицей государства Чолов. Сын Виджаялаи, Адитья, I (приблизительно 871—907 гг.), был могущественным правителем. Он нанес поражение паллавскому правителю Апараджитаварману и занял Тондамандалам. Ему приписывают также захват Талкада, столицы западных Рангов. Ко времени его смерти государство Чолов расширилось от нынешнего Мадраса на севере до Кавери на юге. Во время правления Паран-таки I (907—953 гг.) Чолы захватили владения Пандьев и их правителю Рад-жасимхе пришлось искать убежища на Цейлоне. Одержав эту победу, правитель Чолов вторгся на Цейлон, однако поход его был безуспешным. Тогда он уничтожил остатки государства Паллавов и распространил свою власть вплоть до Неллора на севере. Раштракуты были сильно встревожены быстрым распространением власти Чолов. Кришна III при помощи гангского правителя разбил Чолов, убил старшего сына Парантаки, Раджадитью, в битве при Такколаме (округ северный Аркот) в 949 году, затем он, повидимому, занял Танджор, а также Канчи. Этот жестокий удар привел к временному падению Чолов, после него они не могли оправиться в течение почти трех десятилетий.
Период величия Чолов. Раджараджа I (приблизительно 985—1016 гг.) восстановил власть Чолов и покорил почти весь юг. Он уничтожил господство Черов на море и подчинил государство Черов своей власти. Была занята Мадура, а правитель Пандьев был взят в плен. Поход на Цейлон закончился захватом северной части острова, которая стала провинцией в государстве Чолов.

(примечание) Когда Чолы захватили территорию Паллавов, Канчи стала второй столицей государства Чола.

Была завоевана значительная часть Майсура. Победы Раджараджи привели его к столкновению с западными Чалукьями. Правитель Чолов разграбил территорию Чалукьев, но в конце концов был отброшен Сатьяшрайей. Тогда Рад-жараджа вторгся в государство восточных Чалукьев из Венги. Господство Раджараджи было признано Вималадитьей из Венги (1011—1018 гг.), выдавшим свою дочь замуж за победителя. Раджарадже приписывают также завоевание Калингии, захват «двенадцати тысяч древних островов в море», которые отождествляются с Лаккадивскими и Малдивскими островами. В его владения входили почти весь нынешний Мадрас, часть Майсура, Кург, северная часть Цейлона и другие «острова в море». Он имел могущественный флот, с помощью которого заложил основы морской империи Чолов.
Раджендра Чола I. Могущество Чолов достигло апогея в правление Рад-жендры Чола I (приблизительно 1016—1044 гг.), даровитого сына и преемника Раджараджи. В последние годы правления своего отца он проявил способности завоевателя успешными набегами за Тунгабхадру. Вскоре после вступления на престол он завоевал весь Цейлон. Он передал своему сыну наместничество во владениях Пандьев и Кералов, тем самым окончательно подчинив себе этот район. Исход его борьбы с правителем западных Чалукьев, Джаясим-хой II, не может быть с точностью установлен, однако территория к северу от Тунгабхадры оставалась под властью последнего.
Претензии Раджендры Чола не ограничивались пределами Южной Индии. Подобно Раштракутам, он направил свои войска на север и добился побед, увековечивших его имя. Его армия проследовала вплоть до Ганга, опустошила владения Махипала, правителя Бенгалии, и Бихара из династии Палов. Походы эти, невидимому, имели место между 1021 и 1025 годами. Из надписи Чолов мы узнаем, что Раджендра покорил Ориссу, южную Косалу (нынешний Мадхья Прадеш), некоторые районы западной Бенгалии (Баласор, Миднапур, южную и северную Радху) и восточную Бенгалию. Его войска, возможно, вторгались в эти районы, но мы определенно знаем, что он не присоединил их к своим владениям. Единственным ощутимым результатом его большого похода было переселение ряда вождей из Карнатака в Западную Бенгалию и некоторых шиваитов с севера на юг. В ознаменование своих побед в дельте Ганга Раджендра присвоил себе пышный титул Ганзаикопда и основал новую столицу, названную Гангаикондачолапурам (нынешний Гангакундапурам). Около города был вырыт огромный водоем; он наполнялся водой посредством каналов из рек Колеруна и Веллара. Этот пышный город теперь представляет собой груду развалин, а дно когда-то роскошного водоема покрыто густым лесом.
Подобно своему отцу, Раджендра владел могущественным флотом, который пересек Бенгальский залив, и завоевал Пегу, а также Андаманские и Никобарские острова. Морские походы Чолов на восток имели, возможно, целью развитие торговых связей между Южной Индией, с одной стороны, и Бирмой и Малайским полуостровом—с другой. На западе Раджендра сохранил власть над «древними островами в море», завоеванными его отцом.
Соперничество Чолов и Чалукьев. Раджадхираджа I (приблизительно 1044—1052 гг.), сын и преемник Раджендры Чола, был способным правителем. Он подавил восстания на территориях Пандьев и Кералов, а также на Цейлоне и ознаменовал свои победы жертвоприношением ашвамедха. Однако его вражда с правителем западных Чалукьев Сомешварой 1 Акавамалла кончилась трагически: он погиб в битве при Коппаме (1052 г.). Его брат, Раджендра II (приблизительно 1052—1064гг.), был коронован на поле боя. Он продолжал борьбу против Сомешвары. В то время как надписи Чолов приписывают победу Раджендре II, Билхана утверждает, что его (Билханы) покровитель взял приступом Канчи. Та же история повторилась в правление Вира Раджендры (приблизительно 1064—1070 гг.), о котором говорится, что он нанес жестокое поражение Сомешваре в битве при Кудар-Сангамаме (округ Карнула), у слияния Кришны и Тунгабхадры. Он нанес также поражение Викрамади-тье II, младшему сыну Сомешвары, и снова посадил на престол Венги своего покорного союзника Виджаядитью II. Затем Вира Раджендра подавил восстания на территории Пандьев и Кералов. Виджаябаху, правитель Цейлона, сделал попытки освободить Цейлон от ига Чолов, но Вира Раджендра успешно ему противостоял. Затем правитель Чола организовал морской поход в Восточную Индию.
Династия Чола-Чалукья. После смерти Вира Раджендры в государстве Чолов начались беспорядки; умер сын Вира Раджендры, Адхираджендра, и престол узурпировал Кулоттунга I (приблизительно 1070—1122 гг.), в жилах которого текла кровь двух великих южных династий—Чолов и Чалукьев. Он объединил под своей властью государства Чола и Восточных Чалукьев. Венги стала провинцией государства Чолов и управлялась обычно князем из правящей династии. Подобно своим предшественникам Чолам, Кулоттунга подавлял восстания на территориях Пандья и Керала. Он воевал против Парамаров из Мальвы и дважды совершил опустошительные набеги на Ка-лингу. Ему не удалось, однако, удержать свою власть над Гангавади (южный Майсур), где постепенно начинали выдвигаться Хойсалы. Возможно, что он лишился заморских владений Чолов. Кулоттунга оставил о себе память как начинатель административных реформ. Одним из его замечательных достижений была превосходно организованная система кадастрации земель в целях налогового обложения.
После Кулоттунги следует ряд слабых правителей, не сумевших сохранить в целости обширное государство Чола. Цейлон, Керала и государство Пандьев постепенно освободились от власти Чола. В правление Раджараджи III (приблизительно 1216—1246гг.) даже Танджор был захвачен правителем Пандьев, а незадачливый правитель государства Чола был спасен от плена Хойсалами. После падения власти Чолов Хойсалы, Какатии и Пандьи поделили между собой их владения. Во время правления Раджендры IV (приблизительно 1246— 1279 гг.) Джатаварман Сундара Пандья совершил опустошительный набег на территорию Чолов и занял Канчи. Чолы не смогли оправиться от этого удара. Многие подчиненные им вожди образовали автономные княжества, и могущественное государство Раджендры Чола распалось.
Система управления в государстве Чола. Надписи правителей Чола дают много интересных подробностей об их системе управления. Государство делилось на ряд провинций, во главе некоторых из них стояли члены правящей династии, кроме того, имелись княжества, которые находились в вассальном подчинении, платили дань и выставляли войска во время войны. Провинции (мандалам) делились на округа (коттам, валанаду), которые, в свою очередь, делились на районы (наду). Район состоял из группы деревень (куррам). Низшей административной единицей была деревня.
Возможно, самой замечательной чертой системы управления Чолов было наличие ряда народных собраний. Имеются указания на народное собрание целой провинции. Районы и города (нагарам) имели свои собственные собрания. Имеется, однако, очень мало данных относительно организации и функций этих собраний. Собрания в деревнях носили различный характер. Собрание, на которое созывалось население для обсуждения важных вопросов без каких-либо формальных правил или процедуры, называлось ур. Собрание в брахманских деревнях называлось сабха (или махасабха). Под общим надзором и контролем правительственных чиновников сабха пользовались полной властью во всех областях местного управления. Они владели общинными землями, собирали налоги, разбирали мелкие уголовные дела, ведали начальным образованием. Все члены собрания избирались по жребию и только на один год. Собрание созывалось в храмах или в общественных залах.
Вся обрабатываемая земля подлежала тщательной кадастрации, и владения надлежащим образом регистрировались «по крайней мере за столетие до издания знаменитой «Книги страшного суда» Вильгельма Завоевателя»( Имеется в виду земельная перепись, проведенная в Англии в 1086 году при Вильгельме I, который стоял во главе нормандских феодалов, завоевавших Англию). Государственный налог составлял обычно одну шестую часть валового урожая, которая выплачивалась либо деньгами, либо натурой, либо и тем и другим. Взимались различные налоги, например на станки, маслобойки, водоемы, на скот, на рынки и т. д. Даже такой опытный англо-индийский администратор, как Смит, считает, что «система управления была хорошо продумана и достаточно эффективна».
Религия Чолов. Чолы были последователями брахманизма и поклонялись Шиве. Некоторые из них, например Раджендра, сооружали храмы, посвященные Вишну; однако враждебность Кулоттунги I к вишнуизму вынудила знаменитого вишнуистского реформатора Рамануджу искать убежища на территории государства Хойсала. Джайнизм и буддизм переживали упадок, однако некоторые буддийские монастыри получали дары от правителей Чола. Хотя, как правило, дары от правящей династии получали только брахманы.
Искусство при Чолах. «Искусство периода Чолов в своем развитии исходит из образцов периода Паллавов». Лучшими образцами архитектуры Чолов являются огромные храмы в Танджоре и Гангаикондачолапурам. Скульптура в некоторых храмах превосходна. Главной особенностью храмов являются вимана, или башни, которые были затем вытеснены богато украшенными гопурам, или вратами.
Чола предпринимали крупные и полезные ирригационные работы и строили превосходные дороги.
Пандья. О ранней истории Пандьев говорилось в одной из предыдущих глав. Величие Пандьев сохранилось примерно с конца IV века по начало VII века. Первым крупным правителем государства Пандьев был Кадунгон, история которого все еще не известна. В течение VIII века территория Пандьев расширялась по всем направлениям, особенно за счет владений Чолов и Кералов. Шри-Мара-Шри-Валабхе (приблизительно 815—862 гг.) приписывают победу над правителем Цейлона, а также над Чолами, Паллавами и Рангами. Паллавский правитель Апараджитаварман нанес сокрушительное поражение Вирагунаварману около 880 года. Правитель Чолов Парантака I нанес поражение Мараварману Раджасимха II, вынудил его бежать на Цейлон и занял территорию Пандьев.
В течение трех последующих столетий государство Пандьев было подчинено Чолам, хотя свергнутые правители династии Пандьев делали неоднократные попытки восстановить свое былое величие. Раджендра Чола I низвел государство Пандьев до положения провинции в империи Чолов и назначил своего сына наместником этой важной провинции. Когда Чолы утратили свое могущество после смерти Кулоттунги I, власть Пандьев была восстановлена. Правление Джатавармана Куласекхара (приблизительно 1190—1216 гг.) может рассматриваться как важная веха в истории Пандьев. Оживление началось при нем и продолжалось при Маравармане Сундара Пандья I, который совершил опустошительный набег на государство Чола и разграбил города Танджор и Ураюр. Власть Пандьев достигла зенита в период правления Джа-тавармана Сундара Пандья (приблизительно 1251—1272 гг.), который сломил политическое господство Чолов, занял Канчи и подчинил себе страну Чера, а также Цейлон. Он разбил Хойсалов, Какатиев и Паллавов. Благодаря этим победам он расширил свои владения на севере вплоть до Куддапа и Нел-лора. Он совершил много жертвоприношений.
Марко Поло, знаменитый венецианский путешественник, посетил государство Пандьев в конце XIII века. Он записал много интересных подробностей о политическом, социальном и экономическом положении государства Пандьев в период его расцвета. Каял на реке Тамрапарни был «крупным и благородным городом», цветущим торговым центром. Правитель владел огромными богатствами. Эти сведения подтверждаются мусульманским автором Вассафом.
Война за престол в государстве Пандьев послужила непосредственным поводом к вторжению Малик Кафура, что привело к падению государства Пандьев.

 
<< В начало < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > В конец >>

Всего 46 - 54 из 271
top
Контакты
Реклама на портале
Ссылки