Говорят, что «география и хронология—это солнце и луна, два глаза истории». Развитие индийской истории и культуры не может быть правильно понято без должного представления о тех географических факторах, которые оказывали на него свое влияние. Границы географические и исторические. Географическими границами Индии на севере, северо-западе и северо-востоке являются горные хребты; с других сторон Индия омывается морем. Ни Бирма, ни Цейлон, с географической точки зрения, не являются частями Индии, хотя Цейлон «геологически составляет часть полуострова, отделившуюся от него в сравнительно недавнее время». Исторические границы страны, однако, не всегда совпадали с ее географическими границами. Афганистан и Белуджистан, которые географически являются частями Большого иранского плато, в течение многих столетий были тесно связаны с Индией, то есть между ними существовали исторические и политические связи. Императоры Маурья распространяли свою власть на часть территории этих стран. Греки-бактрийцы, парфяне и саки, а также кушаны объединяли под своей властью Северо-Западную Индию и некоторые районы Афганистана. При султане Махмуде, Мухаммеде Гури, а также при Моголах между Индией и Афганистаном снова устанавливались тесные политические связи. При Моголах Афганистан был частью Индийской империи, при Ахмед-шахе Абдали и его преемниках Пенджаб, Синд и Кашмир попали в политическую зависимость от Афганистана. И в настоящее время некоторые районы Белуджистана, расположенные вне географических пределов Индии и составляющие часть Иранского плато, входят в состав Пакистана. На северо-востоке возвышаются неприступные горные хребты, отделяющие Бирму от Ассама и Бенгалии. Бирма, которая во многих отношениях находилась под влиянием индийской культуры, оставалась вне политической власти индийских правителей вплоть до окончания первой англо-бирманской войны (1826 г.), когда территория Бирмы, аннексированная Ост-Индской компанией, была поставлена под контроль правительства Бенгалии. До 1937 года она оставалась индийской провинцией. Существование длительных политических связей Бирмы с Индией заставляет историка современной Индии включать в свое исследование и ьнрму. Цейлон, Андаманские, Никобарские, Лаккадивские и Мальдивские острова при различных обстоятельствах попадали под управление индийских властителей. Правители южноиндийской династии Чола установили свою власть на некоторых из этих островов. Цейлон управлялся предприимчивым индийским колонизатором по имени Биджай Сингх, которого обычно считают уроженцем Бенгалии. Британское правительство установило свой контроль над Цейлоном и Андаманскими и Никобарскими островами после утверждения английского господства в Индии. Андаманские и Никобарские острова и сейчас входят в состав Индийской республики, Цейлон же никогда не был связан с Британской Индией в административном отношении. |
|
В XX веке в Индии национально-освободительное движение все нарастало, принимая более зрелые формы. Революционный подъем в Индии в 1905—1908 годах, проходивший под влиянием первой русской революции и русско-японской войны, характеризовался активными действиями рабочих и крестьян во время крестьянского восстания в Пенджабе и выступлением индийского пролетариата на арену политической борьбы. Рабочие Бомбея провели в течение нескольких дней в июле 1908 года всеобщую политическую забастовку с требованием освобождения Тилака, лидера «крайних» деятелей Индийского национального конгресса. В. И. Ленин писал об этом выступлении: «Пролетариат и в Индии дорос уже до сознательной политической массовой борьбы,—а раз это стало так, песенка английско-русских порядков в Индии спета!»2 Подъем национально-освободительного движения в 1918—1922 годах характеризовался более широким размахом и массовостью. Огромное влияние оказала на Индию Великая Октябрьская социалистическая революция. Широкий отклик по всей стране получили события в Джалиапвалла-Баге и Амритсаре в 3919 году, где английский генерал Дайер расстрелял безоружных участников митинга протеста, а также и последовавшие унизительные для индийцев карательные меры. Ответом на амритсарскую бойню было восстание в Пенджабе и всеобщее возмущение, вызвавшее новый подъем революционного движения. Мировой экономический кризис 1929—1933 годов тяжело ударил по экономике колониальной Индии и особенно ухудшил положение сельского хозяйства, хронически страдавшего от колониальной эксплуатации и господства феодальных пережитков. Результатом был новый подъем национально-освободительного движения в 1929—1932 годах. Теперь в движение втянулось и население ряда отсталых феодальных княжеств. Борьба против так называемой «конституции 1935 года» и усиление экономических трудностей в связи с наступлением империализма вызвали новый подъем освободительного движения в 1937—1939 годах. Во время второй мировой войны Индия оказалась под непосредственной угрозой японского вторжения. Индия испытывала экономические тяжести войны и поставляла солдат в английскую армию, но английские империалисты были в первую очередь заинтересованы не в усилении индийской военной промышленности или народного антифашистского подъема, а в сохранении своего колониального господства в Индии. Хронический недостаток продовольствия и массовые реквизиции, а также проведенная под предлогом военных мер конфискация лодок у крестьян вызвали в то же время чудовищный голод в Бенгалии в 1943 году, унесший миллионы человеческих жизней. Всемирно-исторические победы советского народа вызвали большой отклик в Индии и вдохновили народы Индии на дальнейшую борьбу против своих поработителей. Невиданный ранее массовый подъем национально-освободительного движения после войны характеризовался захватом крестьянами земель помещиков в Теленгане (Хайдерабад)т движением крестьян-арендаторов в разных частях Индии и восстанием моряков. в Бомбее в 1946 году, поддержанным выступлениями по всей стране. Усиление кризиса колониальной системы империализма в результате второй мировой войны и победы СССР вынуждало империалистов идти на уступки широко развернувшемуся национально-освободительному движению в колониях. Летом 1947 года было объявлено о предоставлении Индии политической независимости. Однако английским властям удалось, применяя старую тактику «раз* деляй и властвуй», крайне разжечь религиозную рознь между индусами и мусульманами и ослабить Индию, разделив ее на два государства, не считаясь с ее экономическими интересами и национальным составом ее населения. Последовавшие за разделом индусо-мусульманские погромы в Индии и в Пакистане и перемещение сотен тысяч индусов-беженцев в Индию и мусульман-беженцев в Пакистан не только привели к гибели многих тысяч людей, но и разрушили экономику целых районов, а также создали тяжелую проблему устройства бросивших все имущество, обездоленных людей. В то же время важные экономические позиции в Индии и Пакистане остались еще в значительной степени в руках английских империалистов. Усилились, кроме того, и попытки проникновения империалистов США в Индию и особенно в Пакистан. Как видно из вышеприведенного краткого перечисления основных вех, вся история Индии в XX веке была, по существу, историей борьбы народов Индии за свое национальное и социальное раскрепощение. Н. К. Синха и А. Ч. Банерджи излагают историю этого периода не хронологически, как другие разделы, а тематически—как историю развития конституционных принципов, местного самоуправления, индусо-мусульманской религиозной проблемы и т. д. Последним периодам истории Индии (после народного восстания 1857—1859 гг.) посвящено около одной восьмой части книги. Значительный интерес представляет содержащееся в книге описание ряда политических мероприятий английского империализма в отношении к Индии и изложение содержания основных английских законов об управлении Индией. Над изучением этих вопросов новейшей истории Индии работает также ряд советских историков1. Выход в свет на русском языке «Истории Индии» Н. К. Синха и А. Ч. Банерджи представляет собой одно из проявлений укрепления культурных связей между советским и индийским народами. Известен тот большой интерес, с которым советские люди относятся к многовековой истории и культуре великого индийского народа. Книга Синха и Банерджи—одна из тех книг, которые содействуют росту взаимопонимания и культурному сближению между народами СССР и Индии.
|
|
Согласно джайнским преданиям, Чандрагупта принял джайнизм, отрекся от трона и покончил жизнь самоубийством в Сраван Бенголе (Майсур) традиционным для джайнов способом — уморил себя голодом. Чандрагупта умер около 300 года до н. э., на двадцать четвертом году своего царствования. |
|
Согласно Мегасфену, «все индийцы—свободные люди, и ни один из них не является рабом». Однако существование рабства подтверждается как литературными, так и эпиграфическими данными. Возможно, Мегасфен не был знаком с этим фактом, поскольку рабство в Индии носило мягкий характер и не было столь широко распространено, как у греков. |
|
Мегасфен говорит о наказании преступников путем нанесения увечий: «У человека, давшего ложные свидетельские показания, отрубают ноги и руки. Человеку, который искалечил другого человека, не только отрубают ту же часть тела, но также отрезают руку. Если его преступление привело к потере работником руки или глаза, то его осуждают на смерть». «Артхашастра» также признает увечье как меру уголовного наказания за уголовное преступление. |
|
|
|
<< В начало < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > В конец >>
|
Всего 19 - 27 из 271 |