Рассматривая надписи Ашоки в хронологическом порядке, их можно подразделить на восемь групп. Они встречаются почти по всей Индии. Это дает нам возможность правильно определить размеры владений Ашоки. Язык надписей—диалект, близкий литературному санскриту и пали. Обычно употреблялись письмена брахми, но в двух вариантах «Четырнадцати указов», высеченных на скале, использован алфавит кхароштхи. 1. Два Малых наскальных указа. Первый из них имеет значение для истории самого Ашоки, второй—содержит основные положения дхаомы. Они относятся, вероятно, к 257 году до н. э. Эти указы были найдены в Сахасраме (округШахабад, Бихар), Рупнатхе (округ Джаббалпур, Мадхья Прадеш), Байрате(княжество Джайпур, Раджпутана), Сиддапуре, Джатипга-Рамешваре и Брах-магири (округ Читалдруг, Майсур), Маски (округ Райчур, Хайдерабад), Ерра-гуди (округ Карнул, штат Мадрас) и Копбал (в Хайдерабаде). Указ, находящийся в Маски,—единственный, в котором упоминается собственное имя правителя (Ашока), другие надписи дают нам только его прозвище (Пиядаси). 2. Указ Бхабру. В нем приводятся важные отрывки из буддийских священных текстов, и таким образом подтверждается, что Ашока действительнопринял буддизм. Указ относится примерно к тому же времени, что и дваМалых наскальных указа. 3. Четырнадцать указов, начертанных на скале. В них излагаютсяпринципы правления Ашоки и его этической системы. Они относятсяпримерно к 257 году до н. э. Эти указы были найдены в следующих местах:Шахбазгархе (округ Пешавар, Северо-Западная Пограничная провинция),Маншере (округ Хазара, Северо-Западная Пограничная провинция), Калси(округ Дера-Дун, Уттар Прадеш), Гирнаре (возле Джунагадха в Катьяваре),Сонаре (округ Тхана, штат Бомбей), Дхаули (округ Пури, Орисса), Джаугаде{возле Ганджами, Орисса) и Еррагуди (округ Карнул, штат Мадрас). 4. Указы в связи с войной в Калинге. В них изложены новые принципы управления, установленные после войны с Калингой. В них говоритсятакже об отношении к пограничным племенам. В тех четырнадцати указах,начертанных на скале, которые были найдены в Дхаули и Джаугаде, эти двауказа заменяют указы XII и XIII. 5. Пещерные надписи в Барабарских холмах (округ Гайя, Бихар).Надписи в трех пещерах посвящены монахам-адживикам, которые былипредшественниками джайнов-дигамбаров. Эти надписи должны быть отнесенык периоду между 257 и 250 годами до н. э. 6. Надписи на колоннах в непальских те рай, начертанные на столпах,один из которых находится в Румминдее, месте рождения Будды, а другой—в Нигливе. Они были воздвигнуты в 249 году до н. э. В них Ашока также заявляет о своей верности Буддам прежних времен. 7. Семь указов, начертанных на колоннах (относятся к периоду между243 и 242 годами до н. э.). Они являются дополнениями к наскальным указам,подкрепляют и повторяют их наставления. Столпы с наиболее значительныминадписями Ашоки найдены теперь в Дели, Аллахабаде, Лаурия-Арарадже,Лаурия-Нандангархе и Рампурве (все в округе Чампаран, Бихар). 8. Четыре Малых указа на колоннах (относятся к периоду между 242и 232 годами до н. э.). Эти указы найдены в Аллахабаде, Санчи (княжествоБхопал) и Сарнатхе (около Бенареса). |
|
Власть династии Сатаваханов была восстановлена Гаутамипутрой Сатакарни, который нанес поражение могущественному сакскому сатрапу Нахапана и сверг саков, яванов (греков) и паклавов (парфян). Его владения распространялись не только на Махараштру и районы вокруг Пайтхана, но также и на северный Конкан, Катхиавар, Берар и Мальву. Однако нет прямых свидетельств того, что он правил страной Андхра и южной Косалой. Согласно данным некоторых современных ученых, он вступил на трон после 106 года н.э. и правил по меньшей мере 24 года. В надписи того времени Гаутамипутра изображен как начинатель социальных реформ: «Он сломил гордость и чванство кшатриев, поддерживал интересы «дважды рожденных» (очевидно, брахманов), а также низших слоев и прекратил осквернение четырех каст». Его преемником был Васиштхипутра Пуламайи (приблизительно 130— 154 годы н. э.), который был, вероятно, первым правителем из династии Сатаваханов, установившим свою власть в стране Андхра. Его политическое влияние, возможно, простиралось до Коромандельского побережья, а также до некоторых частей нынешнего Мадхья Прадеша. Некоторые современные ученые полагают, что он дважды терпел поражение от своего тестя, великого сак-ского сатрапа Рудрадамана. Яджна Шри Сатакарни (приблизительно 165—194 годы н. э.) был последним крупным правителем из династии Сатаваханов. Он, несомненно, правил обеими странами—Махараштрой и страной Андхра. Он снова отнял северный Конкан у преемников Рудрадамана. Нумизматические источники указывают на то, что он был заинтересован в мореплавании. |
|
Пушьямитра Сунга. Пушьямитра Сунга (приблизительно 187—151 годы до н. э.), свергнувший династию Маурья и узурпировавший престол Магадхи, был, повидимому, брахманом. В те дни брахманы нередко меняли указку на меч. Пушьямитра правил империей значительно меньшей по размерам, чем обширная империя Ашоки. Владения Сунга простирались от Паталипутры до реки Нарбады и включали города Айодхья и Видиша. Вероятно, что Пушьямитра правил также Джаландхаром и Сиалкотом в Пенджабе. Повидимому, при беспорядках, последовавших за свержением династии Маурья, в Видарбхе (Берар) было образовано независимое государство. После успешной войны Пушьямитре удалось установить свой суверенитет над Бераром. По мнению некоторых ученых, Кхаравела, правитель Калинги, вторгся в Магадху в период правления Пушьямитры Сунга и нанес ему поражение. Те, кто это утверждает, исходят из сомнительной интерпретации некоторых неясных отрывков из хатигумпхской надписи Кхаравелы. Вероятнее всего, Кхаравела не был современником Пушьямитры. Великий грамматист Патанджали, современник Пушьямитры, упоминает о греческом вторжении в период его правления. }1вакы [греки.—Рсд.\ вели осаду Са кеты (Айодхьи) и Мадхьямики (Нагари близ Читора). Они, повидимому, были отброшены армией Магадхи. Имя греческого захватчика не упоминается в индийской литературе; греческие источники также не дают ничего определенного, что помогло бы установить его личность. Некоторые современные авторы отождествляют его с Менандром, другие—с Деметрием. Пушьямитра совершил два жертвоприношения ашвамсдха(приношение в жертву коня—самое большое жертвоприношение, являющееся привилегией правителей), возможно, в ознаменование победы над Видарбхой и яванами. Он был стойким приверженцем ортодоксального индуизма. Поздние буддийские авторы изображают его как гонителя буддизма, однако вряд ли можно этому верить. Позднейшие Сунга. Пушьямитре наследовал его сын Агнимитра, герой драмы Калидасы «Малавика и Агнимитра». Во время правления своего отца он был наместником Ви-диши и вел войну против Видарбхи. О его преемниках имеется очень мало сведений.Один из них, Бхагабхадра, принял отсовремен-ного ему греческого правителя Таксилы Антиалкида греческого посла по имени Гелиодор, который исповедовал религию бхагавата и установил в Беснагаре колонну Гаруде. Это свидетельствует о том, что бактрийские греки Северо-Западной Индии поддерживали дружеские отношения с индийскими правителями. Приверженность греческого посла к одной из индийских религий служит доказательством начинающегося подчинения греков индийской культуре. Династия Канва. Согласно Пуранам, Сунга правили в Магадхе в течение 112 лет. Примерно в 75 году до н. э. Девабхути, последний правитель династии Сунга, был убит своим министром Васудевой, который узурпировал трон и основал династию Канва, или Канваяна. Четыре правителя этой династии занимали престол в течение 45 лет. Период правления Канва кончился примерно в 30 году до н. э. Очень трудно восстановить историю Магадхи со времени падения династии Канва до возникновения династии Гупта в IV веке н.э. Возможно, что Сатаваханы из Декана, бывшие, повидимому, преемниками Канва в восточной Мальве, в самой Магадхе не правили. Эпиграфические данные показывают, что некие «властители династии Митра» правили в Магадхе, но их отношение к Сунгам или Канвам неизвестно. Возможными преемниками «властителей династии Митра» в Паталипутре, равно как и в Матхуре, были саки «Мурунда» и сатрапы, которых в дальнейшем сменили Нага и Гупта. |
|
Около 165 года до н.э. юе-чжи, племя, жившее в Северо-Западном Китае, было разбито и изгнано из своей страны кочевым племенем хун-ну [гуннами]. Юе-чжи двигались на запад, пока не пришли в столкновение с саками в долине реки Сыр-Дарьи и не заняли их территорию. Около 140 года до н. э. юе-чжи были вытеснены каким-то врагом дальше, в долину Аму-Дарьи. Здесь они подчинили себе несколько племен, и к началу I столетия до н. э вся Бактрия и Согдиана были, вероятно, заняты ими. Тогда юе-чжи отказались от своих кочевых обычаев, и управляемая ими территория была разделена на пять княжеств. Одно из них, государство Кушанов (ветвь юе-чжи), возможно, было расположено между Читралом и горными проходами в Индию. |
|
Подобно Сунгам, Канвам и Сатаваха-нам, Вакатаки из Центральной Индии были брахманами. Их родиной был, возможно, Банделкханд. Согласно имеющимся данным, начало их владычества можно отнести к третьей четверти III века н. э. Первым значительным правителем этой династии был Виндхьясакти, который упоминается в Пуранах как правитель Видиши (современная Бхилса, близ Бхопала). Его сын Праварасена I совершил четыре жертвоприношения ашвамедхаи принял титул правителя империи. Притхивисеиа I, политическое влияние которого распространилось от Бунделкханда до границ страны Канара, был, вероятно, современником великого правителя империи Самудрагупты из династии Гупта. На династию Вака-така нет прямых ссылок в знаменитой Аллахабадской надписи, которая дает нам краткое описание походов Самудрагупты, но, может быть, именно в результате его побед Центральная Индия подпала под суверенитет Гуптов, а Вака-таки стали только правителями Юга. Чандрагупта II Викрамадитья отдал одну из своих дочерей—Прабхавати Гупта—замуж за правителя из династии Вакатаков—Рудрасену II—и таким образом обеспечил себе подчиненного союзника. Этот союз был, вероятно, весьма полезен императору Гупта в его войне с саками из Западной Индии, ибо, как говорит Винсент Смит, «страна вакатакского махараджи занимала такое географическое положение, которое могло существенно помочь или, напротив, помешать северному завоевателю владений сакских сатрапов в Гуджарате и Сураштре». Последним крупным правителем из династии Вакатаков был Харисена, который правил в конце V века н. э. Ему приписывают обширные завоевания в Мальве, южной Косале (восточная часть Мадхья Прадеша), Калинге, стране Андхра, стране Канара и Лате (южный Гуджарат). Калачури и Кадамба уничтожили государство Вакатаков в середине VI века н. э. |
|
|
|
<< В начало < Предыдущая 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Следующая > В конец >>
|
Всего 181 - 189 из 271 |