Описывая период Гуптов, Винсент Смит говорит, что тогда «три тесно связанных между собой вида искусства—архитектура, скульптура и живопись—достигли исключительно высокого развития». Большинство строений и храмов периода Гуптов были, к сожалению, разрушены при нашествиях мусульман, поэтому невозможно дать подробное и критическое описание архитектуры того времени. Каменный храм в Деогархе (округ Джанси, Уттар Прадеш) и кирпичный храм в Бхнтаргаоне (округ Канпур, Уттар Прадеш) являются наиболее интересными из сохранившихся образцов. Возможно, что самые великолепные каменные храмы века Гуптов находились в Сарнатхе и Бенаресе. Скульптура при Гуптах, несомненно, достигла высокого совершенства. «Сарнатх был сокровищницей статуй и рельефов периода Гуптов, среди которых многие являются великолепными образцами искусства времен Самудрагупты и его преемников». Темой скульптур являются буддийские сюжеты, а также эпизоды из мифологии Пуран. «Скульптура периода Гуптов имеет приятные черты... Физическая красота фигур, грациозное достоинство их поз, утонченная сдержанность в их трактовке—все эти качества не встречаются в той же степени нигде в индийской скульптуре». Знаменитые пещеры Аджанта относятся к периоду от 1 до VII века н. э. Внутри они украшены фресками, вызывавшими щедрые похвалы всех любителей и критиков искусства, как восточных, так и западных. Некоторые из этих произведений, несомненно, являются работами периода Гуптов. Художники и мастера века Гуптов достигли высокого искусства в обработке металлов. Знаменитая колонна в Дели из сварочного железа, сделанная, невидимому, еще во времена Чандрагупты II, не заржавела, несмотря на то, что в течение столетий подвергалась воздействию солнца и дождя. Высокого уровня развития достигло также искусство отливки медных статуй.
|
|
В период Гуптов Индия не была изолирована от остального мира, она поддерживала дружеские отношения с различными странами как Востока, так и Запада. В течение IV, V и VI веков несколько миссий из, разных частей Индии было послано в Китай. Буддийские паломники приходили из Китая в Индию, и Индия также посылала некоторых своих великих сынов в Небесную империю. В этом отношении заслуживает специального упоминания имя Кумараджива (около 383 г. н. э.). Гунаварман, великий князь Кашмира, который обратил яванцев в буддизм, умер в Нанкине в 431 году н. э. Эпиграфические, равно как и литературные, данные показывают, что ,в период Гуптов Индия вступила в тесный контакт с Малайским полуостровом и соседними островами. Торговые и колониальные предприятия индийских мореплавателей и искателей военных приключений способствовали распространению индийской религии и культуры на Камбоджу, а также Яву, Суматру и другие острова в этом районе. Фрески Аджанта свидетельствуют о том, что Индия и Персия обменивались посольствами в VII веке н. э. Сохранилась связь с Римской империей, которая возникла, невидимому, в период К ушанов,—упоминаются три миссии к римским императорам (в 336, 361 и 530 гг. и. э). Чеканка монет в период Гуптов не свободна от римского влияния. |
|
Триумф буддизма во времена Ашоки и Канишки не означал исчезновения брахманизма или же джайнизма. Сунги были покровителями брахманизма. ПушьямитраСупга совершил жертвоприношения ашвамедха. Случай с Гелиодором показывает, что индуизм в форме бхагаваты или вишнуизма привлекал даже греков из Северо-Западной Индии. Сакские сатрапы Удджайна были последователями религии брахманизма. Некоторые из кушанских правителей, например Кадфиз II и Васудева I, поклонялись индусским богам. Жертвоприношение ашвамедха совершалось в период после империи Маурья некоторыми северными и южными династиями (например, Бхарашивами—ветвью династии Нага,—Вакатаками, Сатаваханами, Паллавами, Саланкайанами). Ясно поэтому, что мы не можем говорить о «возрождении индуизма» или оживлении брахмаиистского индуизма в период господства Гупта. Несомненно, однако, что могущественное покровительство правителей династии Гупта, которые являлись ревностными индусами-брахманистами, отдавая при этом предпочтение культу бога Вишны, усилило брахманизм и послужило новым стимулом для его развития. Одно из наиболее важных явлений в истории религии периода Гупта—это превращение древней брахманской веры в нечто подобное современному индуизму. Поклонение целому ряду божеств—Вишну, Шиве, Картикейе, Сурье, Лакшми, Парвати и другим—было наиболее важной чертой изменившейся религии. Это, естественно, нашло отражение в искусстве и литературе того периода. Книги Пуран, принявшие свою современную форму в период империи Гупта, создали мифологию, скульптура сделала божества доступными взору рядового человека. Буддизм постепенно терял свою жизнеспособность, и в период Гупта упадок его стал очевидным, по крайней мере в Мадхьядеше, хотя зачарованный взгляд Фа Сяня не заметил этого трагического процесса. Покровительство могущественного Ашоки сделало буддизм господствующей религией в Индии. После падения империи Маурья он привлекал чужеземцев, таких, как Менандр иКанишка; в первом столетии н. э. он был введен в Китае. Однако развитие культа махаяны было само по себе признаком слабости, так как оно влекло за собой признание ритуала и обычаев, которые постепенно стирали грань между буддизмом и индуизмом. Шаг за шагом распространенная в народе форма индуизма в период империи Гупта начинала поглощать изменяющийся буддизм V и VII столетий; признание Будды как одного из десяти аваторсв (воплощений бога) у индусов ускорило этот процесс. Надписи периода Гуптов нередко упоминают джайнизм, однако его суровая дисциплина и отсутствие покровительства правителей ограничили его развитие. Совет, состоявшийся в Валабхи в середине V века н. э., привел в порядок священные тексты секты джайнов светамбара. Терпимость была характерной чертой религиозной жизни в период империи Гупта. Правители Гупта не были гонителями, они без колебаний назначали на высокие посты людей, которые исповедовали другую зеру. Победа брахма-нистского индуизма не вытекала из сектантской нетерпимости и не поощряла развитие последней. Описание Фа Сяня свидетельствует о дружбе и согласии, объединявших в общем братстве различные секты.
|
|
К середине II века до п. э. хун-ну, известные в индийской литературе и эпиграфике как гунны, изгнали из Северо-Восточного Китая племя юе-чжи. Несколько позднее гунны также двинулись на запад. Одна их ветвь в конце концов достигла Европы и произвела страшные опустошения в Римской империи. Другая примерно в середине V века осела в долине Аму-Дарьи; эти гунны известны как эфталиты, или белые гунны. Они напали на. западную часть империи Гупта в ранний период царствования Скандагупты (до 458 г. н. э.); императору Гупта удалось отогнать их. Но они постепенно захватили Кабул и Иран, убив сасанидского правителя Фируза в 484 году н. э. После победы над Ираном гунны укрепились и стали править обширной империей со столицей в Балхе. После смерти Скандагупты империя Гупта ослабела. Гунны снова устремились на Индию. Первым хорошо известным вождем гуннских захватчиков-был Торамапа, имя которого встречается в нескольких надписях. Недавно было* высказано предположение, что он был не гунн, а кушаиский вождь, связанный с гуннами. Как бы там ни было, Торамана занял значительную часть западных провинций империи Гупта. Возможно, что его власть распространялась, вплоть до центральной Мальвы. Он был, однако, побежден правителем империи Гупта, Бханугуптой, в 510 году н. э. Преемником Тораманы был его сын Михиракула, кровожадный и вероломный тиран. Он преследовал буддизм, много буддийских ступ и монастырей было* им разрушено. Михиракула сумел распространить свою власть до Гвалиора, но ему незадолго до 533 года н. э. нанес поражение Яшодхарман из Ман-дасора. Он был побежден и взят в плен, но впоследствии освобожден Баладитьей, правителем Магадхи. Некоторые ученые отождествляют последнего с На расимхагуптой из династии Гуптов. Возможно, что победа Баладитьи освободила Центральную Индию от ига гуннов и восстановила власть Гупта в этом районе. Винсент Смит предполагает, что Баладитья и Яшодхарман образовали союз, с тем чтобы разбить гуннских захватчиков, однако нет определенных данных, подтверждающих это предположение. Михиракула нашел убежище в Кашмире, где вскоре вероломно захватил трон. Его столицей была Сакала (Сиалкот) в Западном Пенджабе. Правление Михиракулы закончилось, невидимому, к середине VI века. |
|
Известный европейский ученый правильно считает, что «период Гупта в истории классической Индии представляет собою то же, что век Перикла в истории Греции». Этот период, безусловно, занимает выдающееся место в истории литературы древней Индии. Поразительное развитие национального интеллекта и воображения было результатом как политического единства и материального благополучия, так и покровительства правителей империи Гупта. Самудрагупта был не только покровителем наук, он сам был поэтом. Если согласиться с тем, что Чандрагупта II и легендарный Викрама-дитья—одно и то же лицо, то его следует считать одним из величайших покровителей просвещения и литературы в истории Индии. Наконец есть доля правды и в замечании Винсента Смита; «Исключительное развитие интеллектуальной жизни в период империи Гупта, несомненно, в значительной степени было обусловлено постоянным и живым обменом идей с другими странами как на Востоке, так и на Западе». Хотя мы еще не знаем во всех подробностях о культурных связях Индии того периода с Китаем на востоке и Римской империей назападе, эти связи, несомненно, способствовали интеллектуальному развитию, и культура этих стран явилась источником вдохновения. Литературным языком периода империи Гуптов являлся санскрит. В данном случае неверно говорить о возрождении санскрита, потому что этот язык тогда вовсе не был мертвым или умирающим. Санскрит не был официальным языком периода Маурья; указы Ашоки написаны на «общепонятных разновидностях народного языка». Однако многие ученые считают, что «Артхашастра» Каутильи была составлена в период царствования Чандрагупты Маурья. Большое сочинение Патанджали о грамматике санскрита «Махабхашья» было написано в царствование Пушьямитры Сунга. Знаменитая надпись Рудрадамана в Джунагадхе целиком составлена на санскрите. Работы Ашвагхоша и Чарака— по всей вероятности, современников Канишки, находившихся под его покровительством,—были также написаны на санскрите. Интересно, что буддизм маха-яны принял санскрит как средство выражения своих литературных и философских идей. Правители империи Гупта продолжили эту традицию и своим покровительством придали ей новые силы. Большая часть их надписей сделана на прекрасном санскрите в стиле кавья. Прашасти [поэтический панегирик], Харишены—замечательный образец поэтического рассказа. Надписи на монетах Гуптов сделаны на санскрите. Калидаса, величайший поэт и драматург древней Индии, был, весьма вероятно, современником Чандрагупты II Викрамадитья, или Кумарагупты I, или их обоих. По преданию, он являлся одной из «девяти жемчужин» двора Вик-рамадитьи. Калидаса, невидимому, был жителем Мальвы. Его большой эпос «Рагхувамса» содержит некоторые намеки на военные успехи Чандрагупты II. Другой эпос «Кумара-Самбхава»—дань века Гуптов индусскому богу Шиве. «Мегхадута»—лирическое произведение изысканной красоты. «Шакунтала» рассматривается даже западными учеными и критиками как одно из величайших драматических произведений в мире. Сюжетом другой драмы «Малавика и Агнимитра» является жизнь Агнимитры, сына Пушьямитры Сунга; драма содержит некоторые детали, имеющие историческую ценность. В период империи Гупта творили многие писатели, философы и ученые. Особо следует упомянуть Висакхадатту—автора политической драмы «Мудра -Ракшаса», Шудраку—автора интересной драмы «Мриччхакатика» [«Глиняная тележка»], выдающегося лексикографа Амарасимху, крупных буддийских писателей Васубандху и Дигнага и знаменитых астрономов Арьябхату (родился в 476 г. н. э.), Варахамихиру (505—587 гг. н.э.) и Брахмагупту (родился в 598 г. н. э.). Арьябхата и Варахамихира были хорошо знакомы с греческой наукой и астрономией, в их работах видны явные следы греческого влияния. Хотя возникновение Пуран, этого «сборника преданий, легенд, мифов, догм, ритуалов, правил морали, религиозных и философских принципов», можно проследить в более ранний период, свою нынешнюю форму они, вероятно, приняли в век Гуптов. Брахманы привели древние Пураны в соответствие с социальными и религиозными требованиями нового века; им была придана новая форма, и они были написаны на простом санскрите. Некоторые из Пуран носят своего рода сектантский характер (например, «Пурана-Вишну», «ПуранаТа-руда», «Пурана-Скаида»); они были, видимо, составлены, чтобы служить каноном неоиндуизма, развивавшегося в период Гуптов. Подобный же процесс изменил характер древней литературы смрити. Социальные изменения, происходившие с течением времени под давлением исторически сложившихся обстоятельств, находили свое выражение и признание в новых смрити, каковым являются сохранившиеся версии законов Ману и Яджньявалкья.
|
|
|