Благодаря своему географическому положению долина Кашмира не могла оставаться в стороне от главных событий, имевших место в истории Индии, хотя Кашмир, естественно, располагал большими, чем другие провинции, возможностями для развития своих местных учреждений. Кашмир, правда, являлся частью империй Маурья и Кушанов; Гупта, однако, не смогла распространить свою власть на эту отдаленную долину. Согласно знаменитой исторической поэме Кал ханы «Раджатарангини», написанной в XII веке и являющейся главным источником наших сведений о Кашмире, Дурлабхавардхан основал династию Каркота в начале VII века. Сюань Цзан посетил Кашмир во время правления Дурлабхавардхана. Самым могущественным правителем династии был Лалитатидья Мукта-пида (приблизительно 724—760 гг.), который предпринял поход против тибетцев, довел свою армию до верхней долины Аму-Дарьи, победил Яшовармана из Каиауджа и завоевал часть Пенджаба. Сообщают, что он опустошил Восточную Индию (Магадху, Бенгалию, Камарупу и Ориссу), проник в Декан, покорил Чалукьев, завоевал Мальву и Гуджарат и нанес поражение арабам из Синда. Трудно поверить в истинность этой истории, несомненно, однако, что к середине VIII века Кашмир занимал выдающееся положение в политической жизни Северной Индии. Лалитадитья направил посольство к китайскому императору Сюань Цзану, построил несколько буддийских монастырей и индийских храмов, среди которых наиболее значительным сооружением является большой храм Мартанда, посвященный солнцу. Преемниками Лалитадитьи было несколько слабых правителей, не сумевших поддержать мощь и престиж Кашмира. Внук Лалитадитьи, Джаяпида Винаядитья (779—810 гг.), восстановил славу династии Кар кота. Он победил и сверг с престола правителя Канауджа, которым мог быть Индраюдха или его непосредственный предшественник. Калхана говорит, что он совершал походы против Непала и северной Бенгалии; историческая ценность этих утверждений, однако, сомнительна. Джаяпида был покровителем литературы, и украшением его двора являлось несколько знаменитых ученых. Около середины IX века на смену династии Каркота пришла династия Утпала. Кашмир отказался от дальнейших завоеваний и отошел на задний план; он сумел, однако, сохранить свою независимость до 1339 года. |
|
Уже указывалось, что в период правления Харши Канаудж стал первым городом Северной Индии и как центр политической жизни заменил Паталипутру. В VIII веке владение Канауджем стало символом императорской власти. Мы видели, что два правителя Кашмира—Лалитадитья и Джаяпида—нанесли поражение правителям Канауджа; возможно, что первому удалось подчинить себе Канаудж. Палы из Бенгалии, Гурджара-Пратихары и Раштракуты из Южной Индии вели длительную борьбу за овладение этим имперским городом. Окончательная победа принадлежала Гурджа-ра-Пратихарам, которые сделали Канаудж своей сталицей и образовали империю более обширную, более могущественную и более устойчивую, чем сравнительно небольшая и недолговечная империя Харши. |
|
Гурджара-Пратихары называли себя раджпутами, людьми, принадлежащими к «солнечной» династии1; они считали, что их легендарным предком был Лакшмана, младший брат Рамы, великого героя «Рамаяны», в действительности они, невидимому, были не индийского происхождения. Они, очевидно, являются потомками гурджаров, одного из тех племен Центральной Азии, которые проникли в Индию вместе с гуннами в V и VI вв. и. э. Наиболее ранним их поселением был Мандор (в Марваре, Радж-путана). Одна ветвь этого дома постепенно продвинулась на юг и обосновалась в Мальве. Одного из первых князей этой династии считают правителем Аванти. Нагабхата I усилил власть и увеличил престиж династии, отогнав «армии могущественного млеччхского правителя», то есть арабов Синда. Он довел свои армии до Броча. Два следующих правителя были весьма слабыми, однако к концу VIII века Ватсараджа (примерно 738—784 гг.) не только укрепил СБОЮ власть в Мальве и Раджпутане, но и пытался распространить свои завоевания на Восточную Индию, где он в лице бенгальской династии Пала нашел достойного противника. (примечание) Раджпутские роды считают себя происходящими от «солнечной» или «лунной» династии, причем происходящие от «солнечной» династии считаются более знатными. |
|
Тр. Смерть Шашанки (около 637г.) повлекла за собой полосу политических беспорядков в Бенгалии. Сюапь Цзан, путешествовавший по Бенгалии вскоре после смерти Шашанки, упоминает четыре государства в собственно Бенгалии: Пундравардхана (северная Бенгалия), Карнасуварна (се верная часть западной Бенгалии), Саматата (юго-восточная Бенгалия) и Тамра-липти (Тамлук, то есть район Миднапура). Бхаскараварман из Камарупы занял Карнасуварну и обнародовал дарственную грамоту в столичном городе Шашан-ки. История гаудов в период примерно 650—750 годов крайне туманна. Отсутствие политического единства облегчало нападение со стороны других государств. Преемником Бхаскаравармана был Яшоварман, правитель Канауджа, которому приписывают подчинение почти всей нынешней Бенгалии. Возможно также, что Лалитадитья из Кашмира распространил свой суверенитет на Бен-галию. Анархия и смута, господствовавшие в Бенгалии более столетия, кончились около середины VIII века: «народ сделал Гопала правителем, чтобы положить конец беззакониям (матсьяньяйя), когда каждый был жертвой своего соседа». Нет никаких указаний на то, что предки Гопала тоже правили государством. Ранние надписи Палов не приписывают им мифического происхождения и не связывают их с какой-либо древней правящей династией; в более поздних надписях династии, однако, имеются ссылки на то, что они происходят от «солнечного» рода, а также «от моря». Что касается кастовой принадлежности, они считаются кшатриями, хотя Абу-л-Фазл называет их кайястха-жи [одна из каст вайшьев.—Ред.]. Они исповедовали буддизм. Гопалу приписывают создание монастыря в Наланде и учреждение многих религиозных школ. Нет сведений о политических мероприятиях Гопала, равно как и о точных размерах управляемой им страны. Первых правителей династии считают, однако, властителями Ваыги (Восточная Бенгалня) и Гауды (Западная Бенгалия). Период правления Гопала охватывает примерно 750—770 годы н. э. |
|
Дхармапалу наследовал его сын Девапал (примерно 810—850 гг.). Он был весьма могущественным правителем; мы располагаем эпиграфическими документами о его походах против прагджьотишеи, уткалов, гуннов, гурджаров и дравидов. Название Прагджьотиша, очевидно, указывает на долину Брахмапутры или Камарупу. Правитель этого государства—либо Праламбха, либо Харджара— признал суверенитет Девапала, и его не тронули. Уткала (Орисса) была полностью подчинена. Сообщение о победе над гуннами указывает на успешное вторжение Девапала в гуннское княжество в Уттарапатхе (Северная Индия) близ Гималаев. Девапал приписывает себе победу над Камбоджей, лежащей на северо-запад от Пенджаба. Мы узнаем, что Девапал сломил гурджаров. Имеются некоторые данные, показывающие, что после смерти Дхармапала Нагабхата восстановил свою власть и даже занял Канаудж. Его преемник Рамабхадра был слабым правителем; в период его правления враги Пратихаров, невидимому, опустошили его владения. Однако сын и преемник Рамабхадры Михира Бходжа (приблизительно 836—855 гг.) был крупным правителем. Он занял Канаудж и установил свою власть в Бунделкханде, а также в Гурджаратре (Марвар). Он потерпел, однако, поражение от Девапала, повидимому между 840 и 850 годами. Побежденный на востоке, Бходжа повернул на юг и разорил южную Раджпутану и Мальву. Последовало неизбежное столкновение с Раштракутами. Бходжа потерпел поражение от Дхрувы II, раштракутского вождя Броча. Он вступил также в борьбу с Кришной II (приблизительно 877—913 гг.); борьба, видимо, не принесла победы ни той, ни другой стороне. Эти следовавшие одно за другим поражения нанесли серьезный ущерб власти Бходжи, и даже Гурджа-ратра была утеряна им. Утверждение, что Девапал разбил дравидов, можно принять как доказательство того, что он нанес поражение рашгракутскому правителю Амогха-варше I (приблизительно 814—877 гг.). Достижение этого успеха правителю династии Пала облегчили внутренние разногласия в государстве Ра штр акутов. Высказывались предположения, что дравидский правитель, потерпевший поражение от Дхармапала, был правитель пандьев Шри-Мара Шри-Валлабха. Арабский путешественник Сулейман говорит, что войска Девапала были более многочисленными, чем войска его противников—Рашгракутов и Пратихаров. Около 50 тысяч с;:онов сопровождали его армию в походах и почти 15 тысяч человек были заняты стиркой солдатской одежды. Арабский путешественник называет государство Пала Рухмп. Его утверждения о военной силе Девапала вряд ли преувеличены. Слава правителя Пала распространилась за пределы Индии. Правитель Балапутрадсва из династии Сайлендра, правивший на Яве, Суматре и Малайском полуострове, направил к Девапалу посла с просьбой отдать ему пять деревень, которые Балапутрадева хотел пожертвовать монастырю, построенному им в Наландс. Девапал удовлетворил эту просьбу.
|
|
|
|
<< В начало < Предыдущая 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Следующая > В конец >>
|
Всего 244 - 252 из 271 |