Rambler's Top100
Главная arrow Индия
Индия
o27.06. Завершение Английского завоевания - захватническая политика лорда Дальхузи. Версия для печати
Правление лорда Дальхузи (1848—1856 гг.) является одной из самых памятных эпох в истории английского правления в Индии. Он прибыл в Индию, когда ему было только 35 лет; напряженная деятельность подорвала его здоровье, он умер вскоре после своей отставки. Дальхузи был очень энергичным администратором и в общем человеком с добрыми намерениями. Но память о нем сохранилась главным образом как о захватчике. Он завоевал и аннексировал Пенджаб и Пегу. Однако некоторые из его захватов были осуществлены без применения вооруженной силы, путем использования так называемой «доктрины выморочных владений» и под предлогом плохого управления.
«Доктрина выморочных владений». «Доктрина выморочных владений» означала, что при отсутствии естественных наследников зависимые государства или государства, созданные в Индии англичанами, должны переходить под упра-влениеверховной власти (т.е. Компании); они не могли быть переданы приемному сыну, подобно обычной частной собственности. Было признано, что приемный сын может наследовать только по специальному разрешению английских властей. В 1834 году Совет директоров постановил, что такое разрешение «должно быть исключением, а не правилом и должно предоставляться только в знак особого расположения и поощрения». В 1841 году было решено, что «не следует отказываться от любого справедливого и честного увеличения территории или доходов». Таким образом, лорд Дальхузи не был создателем этой злополучной «доктрины». То, что именно в годы его правления возникло несколько важных случаев, когда эта «доктрина» могла быть применена, было простой случайностью. Однако нельзя не отметить то чрезмерное рвение, с которым он проводил в жизнь политику, сформулированную за несколько лет до него. «Для каждого из его захватов имелся соответствующий прецедент. Но его предшественники действовали по общему принципу—избегать аннексии, если это было возможно, главный жепринцип, которому следовал Дальхузи, заключался в осуществлении аннексий, если только это можно было сделать на законных основаниях». Он не задумывался, насколько целесообразно неукоснительно применять «доктрину», которая противоречила религиозным представлениям индусов и обычаям Индии.
Княжество Сатара было первой жертвой этой «доктрины». Раджа Сатары умер в 1848 году, не оставив наследника; незадолго до своей смерти он взял приемного сына, не поставив об этом в известность английские власти и не спросив у них согласия. Так как княжество было создано в 1818 году англичанами, то усыновление подлежало их утверждению. Согласия не было дано. Совет директоров заявил: «... мы вполне уверены, что по общему закону и обычаю Индии зависимое княжество, подобное Сатаре, не может перейти к усыновленному наследнику без согласия верховной власти».
В 1853 году княжество Бхонсле—Нагпур постигла такая же участь. Раджа умер, не оставив наследника мужского пола и даже приемного сына. Однако сомнительно, мог ли Нагпур рассматриваться как княжество, созданное англичанами, даже если иметь в виду обстоятельства, связанные с решением вопроса о его статуте в 1818 году. Английский историк Индии Ли-Уорнер указывает, что в делах Сатары и Нагпура у лорда Дальхузи «имперские соображения» взяли верх. «Эти княжества были расположены па главных коммуникационных Линиях, между Бомбеем и Мадрасом, а также Бомбеем и Калькуттой. Поэтому аннексией этих княжеств обеспечивалась консолидация британских владений».
Правитель Джханси умер бездетным в 1853 году; его приемный сын был отстранен, и княжество было аннексировано. Аннексия Багхата и Удайпура при подобных же обстоятельствах была впоследствии отменена лордом Каннин-гом. Самбалпур в Ориссе был аннексирован в 1850 году, когда правитель умер, не оставив наследника. Аннексия Караули была отменена Советом директоров.
Упразднение титулов некоторых индийских князей и прекращение выплаты им содержания были логическими следствиями «доктрины выморочных владений». После смерти бывшего пешвы Баджи Рао II его содержание не было назначено его приемному сыну Нане Сахибу, который позднее играл руководящую роль в восстании 1857 года. После смерти наваба Карнатика в 1853 году ему не было назначено преемника. После смерти маратхского раджи Танджора в 1855 году, который не оставил наследника, титул раджи Танджора был упразднен.
Другие аннексии. Часть Сикима была аннексирована в 1850 году зато, что правитель этого княжества захватил английского резидента и плохо обошелся с двумя английскими подданными. Поскольку низам был не в состоянии выполнить свои финансовые обязательства по отношению к Ост-Индской компании, плодородная провинция Берар была поставлена под английское управление (1853 г.).
«Плохое управление». Лорд Дальхузи аннексировал Луд (1856 г.), обосновывая эту аннексию тем, что правители Ауда плохо управляли государством. Не рассматривая конкретные обвинения, которые были выдвинуты против нава-бов, следует отметить, что так называемое плохое управление в индийских княжествах было неизбежным результатом системы субсидиарных договоров, созданной лордом Уэлзли. Это обстоятельство отмечали и некоторые авто ритетные английские администраторы. Томас Манро писал: «В каком бы княжестве не вводилась субсидиарная система, ее введение незамедлительно вызывало разорение деревень и сокращение численности населения». Генри Лоуренс писал в 1848 году: «Если и был злой умысел, который явился причиной плохого управления, то это был умысел местного правителя и министра, опирающихся на иностранные штыки и руководимых английским резидентом». Народ Хайде-рабада испытывал страшные страдания в течение многих лет после введения субсидиарного союза. В 1831 году лорд Уильям Бентинк отстранил как неспособного управлять государством раджу Майсура, назначив ему содержание, и в течение полувека княжество управлялось английской администрацией.
Аннексия Ауда (1856 г.). Со времени договора 1801 года внутреннее положение в Ауде все более ухудшалось, отчасти из-за неспособности навабов управлять государством, но главным образом в результате существования субсидиарного союза. Наваббыл фактически лишен власти, ибо ни одно важное решение не могло быть принято без согласия английского резидента. Наваб знал, что до тех пор, пока он подчиняется приказам резидента, он вне опасности: английские войска защищали его от восстаний в княжестве. Чувство моральной ответственности притуплялось, даже увещевания и угрозы генерал-губернаторов не действовали. В 1831 году лорд Уильям Беитинк угрожал взять Ауд под английское управление, если положение в княжестве не улучшится. В 1837 году лорд Окленд навязал королю Ауда(Лорд Гастингс заставил наваба Ауда принять королевский титул, что означало разрыв с номинальной властью могольского императора. Низама просили сделать то же самое, но он отказался.) новый договор. Этот договор обязывал правителя Ауда улучшить управление в Ауде или же передать его английской администрации, после чего сам он будет получать от английского правительства содержание, подобно правителю Майсура. Хотя этот договор был отвергнут Советом директоров, лорд Окленд и его преемники действовали так, как если бы он имел силу. В 1847 году лорд Хардинг повторил это предостережение.
В 1855 году из сообщений полковников Слимена и Аутрама, резидентов в Ауде, стало ясно, что положение в Ауде плачевно и никакого улучшения не предвидится. Лорд Дальхузи хотел поставить Ауд на положение Майсура, то есть его правитель должен был оставаться суверенным лишь формально, а управление осуществлялось бы английскими властями. Однако Совет директоров принял решение аннексировать Ауд, и аннексия Ауда произошла в феврале 1856 года. Вазир Али-шах был поселен под надзором в Калькутте, получив содержание в размере 1,2 миллиона рупий в год. Слимен, проницательный и опытный чиновник, считал аннексию Ауда политической ошибкой.
 
3.06. Цивилизация Инда - Махенджодаро и Хараппа. Версия для печати

Раскопки Махснджодаро (округ Ларкана, Синд) и Хараппы (округ Монтгомери, Западный Пенджаб) открыли неизиестную до сих пор главу в древней истории Индии. Теперь уже не считается, что эта история начинается с прихода ариев (около 2000 года до н. э.). Богатая и развитая цивилизация существовала в долине Инда еще в третьем тысячелетии до н.э. Поскольку в «Ригведе» прямо не упоминается о железе, цивилизация раннего ведического периода обычно рассматривается как продукт медного века. Цивилизация Инда также принадлежит к этому периоду. Наши сведения относительно различных сторон этой цивилизации попрсжнему весьма незначительны, поскольку археологи не смогли пока расшифровать слова, выгравированные на печатях, обнаруженных в Махенджодаро и Хараппе. Можно сказать почти с уверенностью, что язык этих печатей не является ни ведическим санскритом, ни каким-либо близким ему. Некоторые ученые думают, что язык индийцев, живших в доисторические времена в долине Инда, был похож на язык дравидов и имел агглютинативный характер.

 
3.07. Цивилизация Инда - археологические данные. Версия для печати

Подобно тому как цивилизация древнего Египта возникла в долине Нила, а цивилизация Вавилона и Ассирии—в долине Тигра и Евфрата, так и цивилизация доарийской Индии сложилась в долине Инда. Это была древняя городская цивилизация. В Махенджодаро археологи обнаружили развалины большого и красивого города, который, вероятно, планировался искусными архитекторами, стремившимися создать благоприятные условия жизни для всех граждан. Там было много улиц, широких и узких, отделявших дома друга от друга. Помимо жилых домов, были также просторные сооружения, вероятно, дворцы, или храмы, или общественные здания. Для строительства зданий употреблялся кирпич. Весьма интересно, что ни на кирпичах, ни на дереве нет никаких украшений. Здания имели прекрасные двери и окна. Обычные арки не сооружались, но при раскопках было обнаружено несколько ступенчатых арок. Воду доставали из колодцев, построенных из обожженного кирпича. Существовали прекрасные водостоки и удобные бани. Одна из таких бань имела площадь в 11440 кв. футов. Внутри этой бани находился большой бассейн для плавания в 39 футов длиной, 23 фута шириной и 8 футов глубиной.
Что касается пищи, то жители Махсиджодаро употребляли пшеницу, ячмень, молокой фрукты, например финики, а также мясо и, вероятно, Б значительных количествах рыбу. Повидимому, более всего они употребляли в пищу баранину, свинину и курятину. Мы обнаруживаем у них следы существования следующих домашних животных: горбатых быков, коров, буйволов, овец, слонов, верблюдов, свиней, коз» а также и кур. Вероятно, у них были также собаки, но была ли лошадь, сказать трудно. Из диких животных там были олени, дикие коровы, тигры, медведи и зайцы.
Жители Махенджодаро знали золото, серебро, медь, олово, свинец и бронзу. Железо им было неизвестно. Золото не могло быть получено на месте. Некоторые авторы считают, что оно было принесено в долину Инда из рудников Южной Индии. Естественно, что количество его было невелико. Медь и бронза употреблялись для изготовления оружия, а также предметов домашнего обихода. Даже камень встречался редко, потому что его приходилось привозить из Катхиавара и Раджпутаны. Различные виды камня использовались для изготовления ножей, печатей, статуэток идолов, небольших горшков и украшеиий. Женщины, вероятно, очень любили украшения, которые изготовлялись из золота, серебра, слоновой кости, меди и драгоценных камней.
Глиняная посуда, обнаруженная в Махенджодаро и Хараппе, обычно имеет гладкую поверхность и иногда покрыта узорами. О художественном вкусе этого народа свидетельствует посуда и другие предметы домашнего обихода, а также украшения. У этого народа были хорошие скульпторы. Изображения животных, вырезанные на печатях, и несколько каменных фигур, которые были обнаружены в Хараппе, указывают на развитие искусства.
Трудно сказать что-либо определенное о религии, которую исповедовали жители Махенджодаро. Вероятно, в этом городе не было храмов, потому что до сих пор ни одно из обнаруженных при раскопках зданий не может быть с полным основанием признано домом отправления культа. Приблизительные выводы были, однако, сделаны на основании тех изображений, которые имелись на печатях, и па основании найденных глиняных и металлических фигурок. Повидимому, было широко распространено поклонение богине-матери. Культ богини-матери сближает Махенджодаро скорее с Западной Азией, где, вероятно, возник этот культ, чем с ведической Индией, где явно преобладал культ божеств мужского пола. Жители Махсиджодаро поклонялись также богу-мужчине, которого можно отождествить с Шивой. Распространен был культ фаллоса. В этом опять-таки обнаруживается контрасте ведической Индией, потому что «Ригведа» определенно осуждает поклонников фаллоса. Распространен был также нимизм: деревья, звери и змеи были предметами поклонения. Обычаи погребения мертвых тел были тесно связаны с религиозными представлениями доисторических обитателей долины Инда. Им были известны три различных способа погребения: погребение трупа целиком, разделенным на части и погребение после кремации.
Хронология. Находки, обнаруженные в Махенджодаро, были отнесены к трем различным периодам: раннему, среднему и позднему. История этих периодов охватывает, повидимому, не более пяти столетий, но доисторическая цивилизация Инда возникла задолго до основания города в Махенджодаро и продолжала процветать даже после падения этого города. Он существовал, вероятно, в период между 3250 и 2750 годами до и. э.

(примичание) Слово Махенджодаро означает на языке синдхи «курган покойника». В 1922 году один буддийский курган привлек внимание Ракхалдаса Банерджи, который был в то время управляющим по Западному округу от Археологического управления Индии. Он начал производить раскопки в этом месте, надеясь обнаружить какие-либо развалины, связанные с буддизмом, но вскоре напал на предметы доисторического происхождения. В том же году Рай Бахадур Даярам Сахни обнаружил подобные же предметы в Харапие. Тогда в этих двух местах были предприняты большие раскопки, которыми руководил Джон Маршалл, генеральный директор Археологического управления Индии.
При раскопках более поздних слоев обнаружены следы лошади. Академик В. В. Струве считает, что древнее население этих городов переняло опыт приручения лошади от осаждавших эти города кочевников.

 
o28.01. Система управления Ост-Индской компанией - административные и социальные изменения. Версия для печати

Закон о хартии 1813 года. В периоде 1784 по 1813 год в систему управления
Индией, как она была определена законом Питта 1784 года, не было внесено существенных изменений. Возобновлению хартии в 1813 году предшествовало тщательное обсуждение вопроса о законности торговых привилегий, которыми пользовалась компания. Континентальная блокада, установленная Наполеоном, закрыла европейские порты для английской торговли, и дальнейшее сохранение монополии компании в торговле с Индией было признано невозможным. Поэтому по Закону о хартии 1813 года всем английским купцам разрешалось торговать с Индией, но за Ост-Индской компанией была оставлена монополия торговли чаем, а также монополия торговли с Китаем. Закон продлил на двадцать лет права Ост-Индской компании на территориальные владения и налоговые поступления в Индии «без ущерба для несомненного суверенитета короны... в указанных отношениях». Таким образом, положение английских территорий в Индии было точно определено. Учет торговых сделок и налоговых поступлений должен был производиться раздельно. Власть Контрольного совета была усилена. Что касается гражданской администрации, то компания сохранила право назначения на должности. Любопытной чертой закона было то, что он предусматривал расходы в размере 100 тысяч рупий в год на образование.
Закон о хартии 1833 года. Следующий закон о хартии, принятый через двадцать лет, был основан на принципах вигов, которые в то время одержали победу в Англии. Маколей был в те годы секретарем Контрольного совета, а Джеймс Милл, известный историк Индии, ученик Бентама, занимал очень высокий пост в Индия-хауз(Так называлось здание правления Ост-Индской компании в Лондоне.). Их влияние ясно сказалось в законе о хартии 1833 года.
По закону о хартии 1833 года Ост-Индская компания потеряла свои торговые привилегии. Территориальные владения компании были оставлены под ее контролем на следующие двадцать лет «по уполномочию Его Величества, Его наследников и преемников». Генерал-губернатор Бенгалии стал теперь генерал-губернатором Индии. Совет генерал-губернатора должен был состоять из четырех членов, один из которых занимался исключительно вопросами законодательства; главнокомандующий также мог входить в состав совета в качестве дополнительного пятого члена. Генерал-губернатор Индии оставался губернатором Бенгалии; на практике его положение было облегчено назначением согласно этому закону заместителя губернатора. Совет губернаторов Бомбея и Мадраса должен был состоять из двух членов.
Хартия вносила существенные изменения в систему законодательства в Индии. Правительства Бомбея и Мадраса потеряли право издавать законы, генерал-губернатор и его совет получили право издавать законы для всей Британской Индии. Предполагалось, что четвертый член совета будет давать квалифицированные советы по вопросам законодательства. Теоретически он должен был участвовать в заседаниях совета и голосовать только при обсуждении вопросов законодательства. По предложению Совета директоров, Маколей, который первым занимал этот пост, фактически допускался на все заседания. Была образована Правовая комиссия для унификации, кодифицирования и исправления индийских законов.
Система, не позволявшая индийцам занимать высокие должности, введенная лордом Корнуоллисом и санкционированная Законом о хартии 1793 года, порицалась такими опытными администраторами, как Манро, Малколм и Элфинстон. Закон 1833 года предусматривал, что ни один индиец или рожденный в Индии и проживающий там подданный британской короны не должен только в силу религиозной принадлежности, места рождения, происхождения, цвета кожи или какого-либо одного из этих признаков лишаться права на занятие любой должности на службе у Ост-Индской компании. Однако на практике было сделано очень мало для проведения в жизнь этого благого решения.
Закон о хартии 1853 года. Закон 1853 года являлся компромиссом между двумя противоположными точками зрения. Те, кто выступал за сохранение территориальных владений за компанией, были удовлетворены тем положением закона, в котором говорилось, что компания будет продолжать управлять Индией по уполномочию короны до тех пор, пока парламент не решит иначе. Те, кто хотел замены власти компании властью короны, удовлетворились тем, что число директоров было уменьшено с 24 до 18, из которых шесть должны были назначаться короной, а кворум был сокращен таким образом, что директора, назначенные короной, могли иногда составлять большинство. Директора утратили право назначать на должности; чиновники компании должны были впредь набираться в порядке конкурсных экзаменов. Статус председателя Контрольного совета был изменен, он был приравнен к статусу государственного секретаря [английского министра].
Согласно положению Закона о хартии, теперь для управления Бенгалией назначался особый губернатор. Такой губернатор был назначен в 1854 году. Четвертый член Совета генерал-губернатора получал право присутствовать на всех заседаниях совета и голосовать наравне с остальными по всем вопросам. Были приняты некоторые специальные положения по вопросам законодательства. Число членов совета было увеличено. Совет должен был состоять лз следующих членов; генерал-губернатора, главнокомандующего, четырех членов совета (по одному от каждой провинции, назначаемых губернатором данной провинции), главного судьи Бенгалии и еще одного судьи из состава Верховного суда. Закон предусматривал возможность введения в совет еще двух членов, но на практике эта возможность не использовалась. Предложение о введении в совет индийцев было отвергнуто. Этот расширенный совет можно назвать Законодательным советом, в отличие от Малого совета, который отправлял функции исполнительного органа. Заседания расширенного совета отныне были открытыми, и его протоколы публиковались.
Административные реформы лорда Гастингса. Несмотря на то, что лорд Гастингс был занят войнами, он находил время, чтобы уделять внимание административным реформам. Несмотря на большие расходы, необходимые для ведения войны, он продолжал улучшение финансовых дел Ост-Индской компании, начатое Барлоу, и во время его правления правительственные облигации поднялись выше их номинальной стоимости.
В Англии споры, связанные с возобновлением Закона о хартии 1813 года, вызвали значительный интерес к проблеме управления Индией. В 1812 году был опубликован известный «Пятый доклад», который остается лучшим источником сведений о начальном периоде английского правления в Индии. Контрольный совет предложил, чтобы старая система панчаятов [решение вопросов старейши нами] была восстановлена для разбора мелких дел с целью облегчения работы регулярных судов, возглавляемых английскими судьями. Это предложение было принято администрацией Бомбея и Мадраса. В Бенгалии лорд Гастингс пытался разрешить эту проблему путем увеличения численности мелких индийских чиновников в органах правосудия, улучшения их положения и увеличения жалования им. Уже дали себя знать неудобства, связанные с проведенным Корнуоллисом разделением судебной и налоговой администрации. Поэтому должности коллектора [начальника округа, главной обязанностью которого являлся сбор налогов] и окружного судьи были постепенно объединены во всех президентствах. - Была улучшена организация полиции.
В Мадрасе Томас Манро возобновил старую систему раиятвари. Однако действительная основа существующего ныне землеустройства возникла не ранее 1855 года. Согласно этой системе, земледельцы платили земельный налог непосредственно в казну, без вмешательства заминдара. По системе заминдари земельное владение считается полной собственностью заминдара, по системе раиятвари. земельное владение считается арендованной землей, которая может переходить в другие руки по наследству и любым другим способом.
Бомбейская система, связанная с именем Маунтстюарта Элфинстона, в общем сходна с системой раиятвари Мадраса. В практике налогообложения ее называют системой «владений по кадастрации».
В 1822 году было издано подробное постановление о кадастрации и налогообложении в провинции Агра.
Мероприятия, предусмотренные этим постановлением, частично начали проводиться с 1822 года, но впер вые они были в действительности осуществлены на практике Р. М. Бёрдом в 1833 году и закреплены в период между 1843 и 1853 годами.
Так называемая система «управления без постановлений»(В президентствах (т. е. в Бенгалии, Бомбее и Мадрасе) Советы губернатора издавали «постановления», имевшие силу закона. На территориях, где применялась система-управления без постановлений», единственным законом была воля «агента», то естьааглийского чиновника, назначенного начальником этих территорий) для отсталых и для недавно приобретенных территорий была введена во времена лорда Гастингса, хотя свое развитие она получила в правление лорда Амхерста.
Административные реформы лорда Уильяма Бентинка. В 1803—1807 годах Бентинк являлся губернатором Мадраса. Он был отозван Советом директоров за то, что не смог должным образом справиться с восстанием в Веллоре. Он возвратился в Индию в 1828 году. Его генерал-губернаторство не ознаменовалось какими-либо крупными военными или дипломатическими успехами. Видимо, поэтому английский историк Индии Торнтон говорит о нем, что он сделал «меньше для англичан в Индии и для своей собственной репутации, чем кто-либо из занимавших этот пост с начала XIX века, за исключением Джорджа Барлоу». С другой стороны, Маколей, коллега Бентинка в совете, характеризует его как разумного правителя, «который внес в восточную деспотию дух английской свободы, никогда не забывал, что цель правительства есть благосостояние управляемых, отменил жестокие обряды, стер унижающие различия, предоставил обществу право свободно выражать свое мнение; постоянные усилия его были направлены на поднятие морального и интеллектуального уровня чиновников, находившихся в его подчинении». Некоторым основанием для этой хвалебной речи, видимо, служили реформы, связанные с его именем.
Дорогостоящая бирманская война явилась тяжелым бременем для финансов Индии, и первой задачей Бентиика было сократить расходы. По этому вопросу он получил строгие инструкции от Совета директоров. Он отменил «надбавку к жалованью, равную половине содержания», которую английские офицеры в Индии получали в мирное время, и тем самым нанес ущерб собственной популярности. Затем последовало снижение расходов на содержание административного аппарата. В то же время были приняты меры к увеличению доходов. Налогообложение в северо-западных провинциях, введенное Робертом Бёрдом, оказалось «одинаково благоприятным как для увеличения ресурсов государства, так и для роста благосостояния и счастья народа».
Единицей налогообложения была признана деревенская община, и размер налога был фиксирован на 30 лет вперед. Эта налоговая система не означала признания общинной собственности. Просто крестьяне, входившие в общину и в какой-то мере связанные между собой, должны были каждый в отдельности и все вместе по круговой поруке отвечать за уплату налогов. Новое постановление о таможенных пошлинах с опиума, производимого в Мальве, увеличило налоговые поступления. В целом финансовые мероприятия Бентинка дали свои результаты, и он добился ликвидации дефицита и обеспечения прибыли.
Бентинк также провел важные судебные реформы. Провинциальные апелляционные и выездные суды, созданные Корнуоллисом, для того чтобы обеспечивать «синекуры для тех членов администрации, которые считались негодными для более ответственных постов», были ликвидированы. Одновременно эта мера предусматривала укрепление законности и экономию средств. Индийцев стали шире привлекать для работы в судах, их жалованье и ответственность были увеличены. Судьи и коллекторы [начальники округов] были поставлены под надзор разъездных налоговых коммишенеров [высших чиновников, специально назначаемых генерал-губернатором], которые должны были поддерживать постоянный контакт с населением путем частых выездов на места. Судопроизводство стало вестись на местных языках, а не на фарси. Смит справедливо полагает, что Бентинк «обладал ясностью мысли, что помогло ему впервые создать по-настоящему действенную и деловую структуру административного аппарата».
Социальные реформы Бентинка. Современный индиец обычно вспоминает Бентинка как поборника социальных реформ. Именно он уничтожил организацию тхагов, хотя предварительные меры в этом направлении были предприняты лордом Гастингсом и лордом Амхерстом. Указанная задача была хорошо выполнена Ф. С. Смитом, агентом генерал-губернатора на территориях Нарбады, и его более известным помощником майором Слиманом.
Сати (сожжение вдов) было отменено в 1829 году. Еще во времена лорда Корнуоллиса английским чиновникам было дано специальное распоряжение выступать против этого обряда, хотя они не были уполномочены запретить его. Лорд Уэлзли передал дело на рассмотрение судьям Садр низамат адалата [Верховного суда по уголовным делам], которые, вместо того чтобы

(примечание) Деятельность высшего английского чиновника в Индии Бентинка способствовалаупорядочению и расширению колониальной эксплуатации Индии в интересах английской буржуазии. Индийскому народу правление Бентинка ничего не дало, и его реформыникак не облегчили положения индийского крестьянства, да Бентинк, типичный «либеральный» колонизатор, отнюдь и не стремился к этому.

(примечание) Тхаги (более известные в исторической литературе под именем тугов-душителей) изображаются англичанами как грабители на больших дорогах. Они убивали свои жертвы с соблюдением религиозных обрядов. В дележе их «дохода» участвовали князья, которые оказывали им свое покровительство. Уничтожение тхагов было одной из мер, содействовавшей развитию английской торговли в Индии. поддержать идею полного запрещения сати, предложили лишь некоторые ограничительные меры. Однако и эти предложения не осуществлялись вплоть до 1813 года, когда лорд Минто включил их в циркуляр для всех судебных властей. Самосожжение могло быть произведено лишь с разрешения магистрата или полицейских властей и только в присутствии представителей последних. Эти предупредительные меры принесли очень незначительную пользу: в 1818 году 800 вдов сожгли себя в Бенгальском президентстве. Лорд Амхерст, опасаясь оскорбить религиозные чувства индусов, считал, что отмена этого обычая приведет ко «злу, безгранично большему, чем его существование». Однако Бентинк решил сделать последний дшг. Он заручился поддержкой судей садр низамат адалата, а также сотрудничеством просвещенных индусов, таких, как Рам Мохан Рой и Дварканат Тагор.
Отмена рабства. Согласно Закону о хартии 1833'года, генерал-губернатору и его совету следовало принять меры для улучшения положения рабов и окончательного уничтожения рабства. В 1843 году лорд Элленборо принял закон, запрещающий юридическое признание рабства в Индии. Лорд Хардинг принял суровые меры для уничтожения ужасного обычая человеческих жертвоприношений, распространенного в горных районах Ориссы.
Образование. Хотя Уоррен Гастингс принимал меры для поощрения восточного образования и изучения Востока, ответственность государства за состояние образования не была признана вплоть до принятия Закона о хартии 1813 года. Постепенное распространение власти англичан на территории индийских князей оказывало неблагоприятное влияние на развитие образования и культуры. Лорд Минто писал: «Главная причина нынешнего упадка литературы в Индии сводится к отсутствию поощрения и поддержки, которые оказывались прежде, при господстве индийских правителей, князьями и богатыми людьми».
Закон о хартии 1813 года предусматривал, что «не менее 100 тысяч рупий в год должно быть выделено и использовано для возрождения и развития литературы и поощрения индийских ученых, а также для распространения и развития научны^ знаний среди населения британских территорий в Индии». Как декларация принципа ответственности государства за состояние образования эта статья закона заслуживает упоминания в качестве одного из самых важных английских заявлений относительно Индии. Но политика удержания индийского населения в невежестве все еще имела влиятельных сторонников, и лорд Гастингс должен был поднять голос протеста: «Наше правительство никогда не будет руководствоваться ошибочной теорией о том, что распространение просвещения делает людей менее послушными и менее покорными властям».
Просвещенные калькуттские индусы, поддержанные великодушным шотландским часовщиком Давидом Хэром, оценили значение западной системы образования раньше официальных кругов и основали в 1816 году Индусский колледж. Это был важный этап в истории развития образования в Индии. В 1835 году в колледже насчитывалось около 400 студентов. Согласно признанной точке зрения, мы обязаны Маколею введением английской системы просвещения, которая получила в Индии повсеместное распространение. Однако введение обучения, организованного согласно современным принципам, нужно датировать скорее 1816 годом, нежели 1835 годом. В 1815 году было создано Бомбейское общество просвещения. В 1822 году Томас Манро провел обследование действительного состояния образования в Мадрасе. В 1835 году обучение согласно современным принципам уже существовало в Бенгалии и Бомбее и вскоре должно было быть введено в Мадрасе. Таким образом, честь введения современного образования в Индии не принадлежит Маколею, однако «он заставил правительственные круги решительно высказаться за английскую систему образования».
Примерно через два десятилетия после основания Индусского колледжа Уильяму Адаму, другу Рам Мохан Роя, было поручено Бентинком обследовать состояние образования в Бенгалии. Его отчеты Маколей назвал «лучшими из всего, что было представлено общественному мнению по вопросу о состоянии образования». Однако, хотя эти отчеты и представляли ценный источник исторических сведений, они не могли повлиять на политику правительства. Еще до того как отчеты Адама были подготовлены, Бентинк одобрил известную резолюцию от 7 марта 1835 года, которая гласила: «Его светлость и совет полагают, что важной целью английского правления должно быть распространение, европейской литературы и науки среди населения Индии; все средства, ассигнованные на образование, будут использованы наилучшим образом, если пойдут исключительно на распространение английской системы образования». Хорошо известно, что это решение явилось главным образом результатом влияния Маколея, а его представление о восточной системе образования нашло себе выражение в нелепом утверждении, что «одна полка книг в хорошей европейской библиотеке стоит всей туземной литературы Индии и Аравии».
Группа чиновников во главе с X. Т. Пркнсепом, секретарем правительства, состоявшая из старых служащих Ост-Индской компании, выступала за восточную систему образования. После решения Бентинка эта партия потеряла свое влияние. В 1844 году лорд Хардкнг заявил, что при поступлении на государственную службу предпочтение получат те кандидаты, которые знают английский язык. Этот искусственный стимул, вероятно, сыграл большую роль в распространении английской системы образования, чем призывы английских и индийских сторонников последнего.
В 1854 году Чарльз Вуд, президент Контрольного совета, разработал исчерпывающую директиву по вопросам образования, которая установила принципы градационной системы образования. В каждом из трех президентств, а также в Северо-Западных провинциях и в Пенджабе учреждался департамент народного образования.
По всей Британской Индии предполагалось распространить сеть школ различных ступеней. Некоторым из этих школ предусматривалось предоставление субсидий. В Калькутте, Бомбее и Мадрасе должны были быть созданы университеты по образцу Лондонского университета, который был в то время исключительно экзаменационным учреждением. Лорд Дальхузи решительно поддерживал эти принципы организации системы образования. В 1857 году были созданы университеты в Калькутте, Бомбее и Мадрасе.
Пресса в Индии. Вопрос о прессе тесно сязан с вопросом об образовании. Первая газета в Индии—«Бенгол газетт», издававшаяся Д. А. Хики,—впервые вышла в свет 29 января 1780 года. До 1818 года, когда в Калькутте вышла первая газета на бенгальском языке, «Самачар дарпан», все газеты в Индии издавались на английском языке английскими издателями и принадлежали англичанам. Эти первые английские журналисты в Индии, в отличие от современных своих коллег, резко критиковали правительство. Поэтому их деятельность была строго ограничена. В 1818 году лорд Гастингс отменил цензуру на прессу, но в 1823 году были введены новые ограничения. В 1823 году судья Верховного суда заявил, что «наше правительство и свободная пресса несовместимы и не могут существовать одновременно». Бентинк, находившийся под влиянием Меткафа, проводил либеральную политику, хотя и не отменил существующие законы. Когда Меткаф сменил Бентинка в качестве временного генерал-губернатора, он ввел закон о свободе печати (1835 г.). В последующие годы пресса Калькутты выросла количественно, ее сплоченность возросла и индийцы постепенно начали принимать все большее участие в издательской деятельности.
Общественные работы. В начале XIX века внимание английских правителей Индии было сосредоточено на строительстве и поддержании сооружений и дорог стратегического значения. Гастингс обеспечил хорошее снабжение Дели водой, отремонтировав старый канал. Лорд Уильям Бентинк понимал важность новой магистральной дороги, связывающей Калькутту с Северо-Западными провинциями. Эта дорога была построена помощником губернатора в Северо-Западных провинциях Томсоном и лордом Дальхузи. Лорд Хардинг принял предварительные меры по планированию железнодорожной сети в Индии. При нем был также составлен проект Гаагского канала. Активность Дальхузи в отношении организации работ общественного значения была не менее сильной, чем его стремление к захватам. В 1854 году он учредил специальный департамент общественных работ при правительстве Индии; подчиненные ему аналогичные департаменты были учреждены в Бомбее и Мадрасе. Гангский канал и канал Бари-Доаб свидетельствуют о его интересе к ирригационным работам. Первая в Индии железнодорожная линия между Бомбеем и Тхаиой была открыта в 1853 году, в 1854 году Калькутта была связана с каменноугольным бассейном Ранигандж. Дальхузи также явился инициатором создания телеграфной связи в Индии.
Лорд Дальхузи как администратор. Успехи Дальхузи как организатора аннексий затмевают его репутацию администратора, но надо признать, что если для оправдания его захватов требуется сложная аргументация, то успех его административной деятельности ясен. Это был властный человек, полный энергии, и мы можем только удивляться объему проделанной им работы при разработке планов и осуществлении контроля за их проведением в жизнь. Он имел два недостатка. Деспотичный по характеру, он не терпел возражений, и окружающим людям было трудно с ним работать. Кроме того, Смит правильно указывает, что «он сверх меры почитал активность и иногда забывал, что и неактивные люди тоже имеют чувства, с которыми необходимо считаться. Его практическую натуру выводил из себя такой безалаберный, сентиментальный человек, как, например, Генри Лоуренс».
Описание административных мероприятий Дальхузи не может быть полным без упоминания об организации управления во вновь завоеванных провинциях—Пенджабе и Пегу. Управление Пенджабом было доверено совету, членами которого были известные братья Лоуренс—Генри и Джон—и один чиновник из Бенгалии. Через некоторое время Дальхузи перевел Генри Лоуренса в Раджпутану, ликвидировал совет и назначил Джона Лоуренса верховным коммишенером(Специально назначаемый губернатором высший чиновник, непосредственно подчиненный губернатору, в данном случае начальник провинции.). «Лоуренсы, Герберт Эдварде, Джон Николсон, Ричард Темпл и многие другие чиновники, чьи имена более или менее известны, содействовали организации этой образцовой провинции, но они всегда работали под наблюдением своего неутомимого руководителя, который, возможно даже в большей мере, чем его способные подчиненные, заслуживает похвалы за достигнутые успехи». Пегу управлялось коммишенером, который подчинялся правительству Индии. Эгот важный пост занимал Артур Фейр, который стал верховным коммишенером Британской Бирмы в 1862 году. Он был одним из создателей современной Бирмы.



 

 
o28.03. Система управления Ост-Индской компанией - восстание 1857 года.. Версия для печати
Восстания в предшествующий период. Мятежи в войсках были нередким явлением в период английского правления в Индии. В 1806 году сипаи вВеллоре (Карнатик) восстали взнак протеста против новых правил, установленных командующим английскими войсками в Мадрасе с согласия губернатора президентства Уильяма Бентинка. Эти правила предписывали сипаям «носить тюрбаны нового образца, определенным образом подстригать бороды и не ставить на лбу знаков своей касты». У сипаев создалось впечатление, что их хотят насильно обратить в христианство. Тогда сипаи заняли крепость Веллор и перебили находившихся там европейских солдат и офицеров. Мятеж был легко подавлен. Губернатор и главнокомандующий Мадраса были отозваны. В 1808—1809 годах произошли волнения среди офицеров мадрасской армии. Непосредственным поводом послужил приказ губернатора Мадраса Барлоу об аннулировании контрактов на поставку палаток, что лишало офицеров дополнительных доходов. Приказ был издан по категорическому требованию директоров компании. Однако волнения в мадрасской армии подорвали авторитет Барлоу как губернатора. В 1824 году в Барракпуре (вблизи Калькутты) восстали сипаи, протестуя против отправки^их по морю в Бирму. Сипаи думали, что они осквернят себя и тем самым потеряют право принадлежать к своей касте, если их пошлют по морю для участия в первой англо-бирманской войне. Восставшие были подвергнуты жестокому наказанию, к которому можно было бы не прибегать, если бы с самого начала с сипаями обошлись тактично1.
Причины восстания 1857 г. Восстание 1857 года не было движением местного характера, и отнюдь не приказ о введении патронов, смазанных салом, вызвал его. Причины восстания были очень сложными. Это огромное потрясение было вызвано факторами военного, политического, религиозного асоциального характера. Уильям Бентинк ясно указал на недостатки синайской армии: она была дорогостоящей и мало боеспособной. Кампании за пределами Индии— в Бирме, Афганистане, Персии, Китае—вызывали недовольство сипаев, поскольку эти кампании влекли за собой лишние тяготы, нарушали обычаи и оскорбляли религиозные чувства сипаев.
В течение тринадцати лет, предшествовавших 1857 году, произошло четыре восстания: в 1844, 1849, 1850 и 1852 годах. Вскоре после своего вступления на пост генерал-губернатора лорд Каннинг приказал, чтобы все рекруты Бенгальской армии приняли обязательство служить в любой стране, куда бы их ни послали, как это были обязаны делать сипаи мадрасской армии. Этот приказ не касался старых солдат, тем не менее он вызвал недовольство и подозрения.

(примечание) Восстание 1857—1859 годов, начавшееся среди сипаев, являлось народным восстанием, и его следует поставить в связь со всей борьбой индийского народа против английского господства в Индии. Восстания в Бенгалии в конце XV III века (движение саньяси, крестьянское восстание в Динаджпуре, восстание в Бенаресе и т. д.), выступления ваххабитов в Бенгалии и Бихаре в первой половине XIX века, сопротивление государства Майсур и маратхских княжеств английскому завоеванию, восстание в Траванкуре в 1808—1809 годах, восстания против англичан на севере Малабарского побережья в 1793—1812 годах, крестьянское возмущение в Коймбаторе в 1793 году, борьба сикхов против английского завоевания, волнения в Центральной и Западной Индии в 30—40-х годах XIX века—вот далеко не полный перечень наиболее крупных вооруженных выступлений индийского народа против колониального закабаления Индии, подготовивших тот взрыв народного возмущения, который вылился в восстание 1857—1859 годов.

Дисциплина в бенгальской армии была безнадежно плохой. Это объяснялись тремя причинами: во-первых, многих способных офицеров перевели на гражданскую (политическую) службу, руководство армии было таким образом ослаблено; во-вторых, повышение в чинах производилось строго по старшинству, в результате чего на высоких постах оказалось много бездарных офицеров; в-третьих, правило об увольнении при достижении преклонного возраста плохо соблюдалось, и людям, которые по возрасту уже явно утратили свою работоспособность, разрешалось оставаться на действительной службе.
Нелегко было водворить дисциплину в этом царстве хаоса. Солдаты бенгальской армии были связаны между собой почти родственными узами, поскольку большинство рекрутов было из одного и того же района (нынешнего штата Уттар Прадеш) и принадлежало к одной социальной категории. Новые, принесенные с Запада понятия о дисциплине не могли преодолеть глубоко укоренившиеся кастовые предрассудки. Чарльз Непир отмечал, что «поощряется высшая каста, имя которой мятеж».
Недовольство и отсутствие дисциплины в бенгальской армии, возможно, не оказались бы столь опасными, если бы в вооруженных силах было больше европейцев. Но в 1857 году среди солдат и офицеров Ост-Индской компании в Индии европейцев насчитывалось менее 19 процентов. Большинство европейцев было сосредоточено в только что завоеванном Пенджабе, а на территории нынешнего Уттар Прадеша их число было очень невелико. Более того, многие стратегически важные пункты и большая часть пушек находились в руках сипаев. Неслучайно лорд Дальхузи указывал на необходимость держать достаточное количество англичан в индийской армии. Однако его предостережение осталось без внимания.
Таким образом, роль сипаев в армии усиливалась одновременно с ростом их недовольства службой. В то же время политика аннексий, проводимая лордом Дальхузи, нарушала политическое равновесие в стране. Захват Ауда и предложение перевести могольского «правителя» Бахадур-шаха из его наследственного делийского дворца потрясли мусульман. Захват индусских княжеств в соответствии с «доктриной выморочных владений» и прекращение выплаты содержания последнему пешве вызвали тревогу среди индусов. Индусские и мусульманские князья, еще не затронутые этой политикой, стали проявлять признаки смутного беспокойства, опасаясь, что в будущем их может постигнуть та же участь. К тому же в результате захвата индийских княжеств пострадали не одни только князья. Семьи, живущие милостью князей, чиновники, зарабатывавшие себе хлеб службой в индийских княжествах, люди из мало боеспособных ополчений местных раджей—все они были выбиты из колеи этой политикой и полны чувства затаенного возмущения английскими захватчиками. Правление Коверли Джексона, который был назначен Каннингом в 1856 году верховным коммишенером в Ауде, вызвало такое раздражение у подчиненных бывшего набаба, что его (Джексона) пришлось заменить Генри Лоу-ренсом. Смит справедливо замечает, что «гражданское население всех классов и рангов, индусы и мусульмане, князья и простолюдины, были возбуждены и встревожены, испытывали беспокойство и недобрые предчувствия».
Беспокойство, вызванное ущемлением материальных интересов, усиливалось смутными опасениями за судьбу касты и страхом перед насильственным обращением в христианство. Упразднение таких религиозных обычаев, как .сати и убиения новорожденных, введение закона, разрешающего замужество вдовам, юридическое признание прав на наследство за людьми, отказавшимися от религии своих предков, агрессивные настроения миссионеров типа Александра Даффа, распространение западной системы образования, введение образования для женщин, строительство железных дорог и электрического телеграфа—эти мероприятия расценивались многими среди сипаев и гражданского населения как попытки уничтожить индусскую и мусульманскую религии и превратить Индию в христианскую страну. Они полагали, что их многовековые религиозные представления и высоко ценимые ими обычаи находятся в опасности. Введение ружья Энфилда усилило эти подозрения. Заверения со стороны правительства не дали результатов1.
В середине 1856 года из деревни в деревню стали передавать таинственные чапатти2-. 29 марта 1857 года сипай по имени Мангал Панде убил в Барракпуре офицера-европейца. Восстание началось.
Развитие и подавление восстания. Военные операции, связанные с восстанием, происходили в основном в пяти районах: 1) Дели, 2) Лакнау, 3) Канпур, 4) Рохилкханд, 5) Центральная Индия и Бунделкханд.
10 мая 1857 года восстали сипаи в Мируте. Из Мирута они направились в Дели и на следующий день заняли этот город. Они провозгласили восстановление Могольской империи и посадили на императорский троп Бахадур-шаха II. Восстание распространилось на провинцию Агра, хотя город Агра оставался в руках англичан. Дели был снова занят англичанами в сентябре 1857 года. Джон Николсон умер в этом городе. Занятие Дели стало возможным благодаря энергичным мерам, принятым верховным коммишенером Пенджаба Джоном Лоуренсом, и лояльности сикхов. Бахадур-шах не принимал сколько-нибудь активного участия в подготовке восстания в Дели и в руководстве им. После падения Дели он был арестован и по решению суда приговорен к ссылке. Он умер в Рангуне в 1-862 году Двое его сыновей и внук были предательски убиты английским офицером Ходсоном.
Генри Лоуренс погиб в Лакнау во время осады резиденции сипаями. В сентябре 1857 года Аутрэм и Хевелок оказали помощь осажденным в резиденции. Два месяца спустя англичане оставили Лакнау, но в марте 1858 года город был снова занят новым главнокомандующим Колином Кэмпбеллом. Восстание в Аудебыло в основном подавлено, и к концу 1858 года большинство мятежников отступило через границу в Непал.
В Канпуре англичане пострадали главным образом из-за сумасбродств и нерешительности семидесятипятилетнего генерала Хью Уиллера. Восстание сипаев в Канпуре возглавил Нана Сахиб, приемный сын бывшего пешвы Баджи Рао II. Им было убито много англичан, военных и гражданских лиц. Нана Сахиб провозгласил себя пешвой. В декабре 1857 года Канпур был занят Колином Кэмпбеллом.
Восстание в Барейли в Рохилкханде началось в мае 1857 года. Внука Хафиз Рахмат-хана, знаменитого главы Рохилкханда времен Уоррена Гастингса, провозгласили наваб-назимом. Однако рохиллский наваб Рампура остался верен английскому правительству. В мае 1858 года Барейли был занят Кэмпбеллом.
Операциями английских войск в Центральной Индии и Бунделкханде руководил Хыо Роуз. В Джанси восставших возглавила рани [правительница княгиня] Лакшми Бай, вдова бездетного правителя княжества, чьи владения после его смерти были аннексированы лордом Дальхузи. Хью Роуз считал ее «лучшей и храбрейшей» из повстанцев. Ей помогал Тантиа Топи, военачальник Нана Сахиба. После занятия Джанси и Калпи Хью Роузом в апреле— мае 1858 года Лакшми Бай и Тантиа Топи заняли Гвалиор и вынудили Синдхию, который оставался верен англичанам, бежать в Агру. Но в июне 1858 года англичане захватили Гвалиор. Лакшми Бай, переодетая в мужскую одежду и храбро сражавшаяся, пала на поле боя. Годом позже был схвачен и казнен Тантиа Топи. Нана Сахиб бежал в Непал, где умер в безвестности.
В Арре (Бихар) вспыхнуло восстание местного характера, которое возглавлял раджпутский заминдар Кумар Сигх. Волнения имели место также в Радж-путане и стране маратхов. В Мадрасе серьезных выступлений пе было. Недавно захваченный Пенджаб оставался спокойным. Правители большинства индийских княжеств оказывали английскому правительству активную помощь. Особенно ценными оказались услуги министров Гвалиора, Хайдерабада и Непала. Безрассудная жестокость, которой, как правило, сопровождались карательные меры английских властей, до некоторой степени умерялась дипломатичной снисходительностью лорда Каннинга. Многие европейцы саркастически называли его «милосердным Каннингом». Причины поражения восстания. С самого начала восстание было обречено на поражение, так как оно не пользовалось широкой поддержкой со стороны гражданского населения и против него активно выступили индийские князья, располагавшие богатством, влиянием и военной силой. Восставшие не имели согласованного плана действий. Каждый район восстания имел своего вождя, свои цели и стремления. Главные вожди восстания—Нана Сахиб, Тантиа Топи и Лакшми Бай—в военном и политическом отношении значительно уступали своим противникам. У сипаев снаряжение и дисциплина были хуже, чем у английских солдат. Позиции правительства были в очень большой степени усилены тем, что оно располагало телеграфом и контролировало средства сообщения. Наконец, беспощадный вандализм сипаев вскоре оттолкнул от них население и лишил восставших его поддержки, которой они в известной мере пользовались вначале. Результаты восстания. Опытный англо-индийский администратор и ученый XIX века Лепел Гриффин отмечал, что восстание 1857 года «очистило небо Индии от туч. Оно привело к уничтожению ленивой, избалованной армии, существование которой (несмотря на то, что за сто лет своего существования она сослужила прекрасную службу) стало далее невозможным. Восстание привело к замене консервативной эгоистичной и коммерческой системы управления системой либеральной и просвещенной...».
Следует признать, что в характере английского правления в Индии после 1857 года не произошло кардинальных перемен, хотя восстание подчеркнуло нежелательность управления Индией через Ост-Индскую компанию и усилило позиции тех, кто хотел поставить эту обширную зависимую страну под прямой контроль парламента и короны. Напрасно в петиции, составленной Джоном Стюартом Миллом, Ост-Индская компания протестовала против утраты своей власти. В законе об управлении Индией, принятом 2 августа 1858 года, говорилось, что «Индией будет управлять королева и от ее имени один из ведущих министров с помощью совета в составе 15 членов». Министр по делам Индии получал права, которыми до этого времени пользовались Совет директоров и Контрольный совет. Таким образом, система «двойственного управления», введенная Питтом в Законе об Индии, была окончательно упразднена. Из 15 членов совета пр& министре 8 должны были назначаться короной и 7—директорами. Совет являлся только совещательным органом. В большинстве случаев инициатива и окончательное решение принадлежало министру. Генерал-губернатор получил титул вице-короля. Он стал непосредственным представителем короны. Престиж генерал-губернатора возрос, хотя его законные полномочия оставались прежними.
Справедливо указывают, что переход управления Индией к короне являлся «изменением скорее по форме, чем изменением по существу». В хартиях 1813 и 1833 годов ясно провозглашалась суверенная власть короны над территориями, приобретенными Ост-Индской компанией. Президент Контрольного совета в течение долгого времени фактически осуществлял верховную власть в Индии. В петиции Джона Стюарта Милла указывалось, что решающий голос в индийских делах давно принадлежал английскому правительству и оно, таким образом, было «в полном смысле слова ответственно за все сделанное и за все, чему не дано было свершиться и что было упущено».
Знаменитая Прокламация королевы Виктории от 1 ноября 1858 года гарантировала индийским князьям, что все договоры и соглашения, заключенные между ними и Ост-Индской компанией, будут «тщательно соблюдаться». Должен был соблюдаться принцип веротерпимости, и на государственной службе не должна была проводиться расовая или религиозная дискриминация. Правительство Индии открыто отказалось от «доктрины выморочных владений» и тем самым было дано разрешение усыновлять наследников.
Последовала неизбежная реорганизация армии. Число англичан в армии было увеличено. В 1864 году в индийской армии из 205 тысяч человек 65 тысяч были англичанами. Королевская комиссия предложила, чтобы «туземные части формировались из представителей всех классов и каст». Но это предложение не было осуществлено. В артиллерии теперь служили только европейцы. 

(примечание) В приведенном перечне различных причин восстания 1857—1859 годов не указанатакая существенная его причина, как налоговое ограбление крестьянства английскими колонизаторами. В период, непосредственно предшествовавший восстанию, оно было особенно жестоким в тогдашних Ссверо Западных провинциях, являвшихся основным районом восстания.Земельно-налоговые мероприятия англичан в этом в действительности сопровождались еще большим увеличением и безтого высокого налогообложения, что влекло за собою экспроприацию владельческих правкрестьянства, из среды которого рекрутировались сипаи, а также экспроприацию владенийопределенных прослоек феодалов. 

(примечание) Издавна в индийских деревнях, когда требовалось распространить важную новость, из одной деревни в другую пересылали чапатти (лепешки), служившие знакомтого, что посланец сообщает весть не от себя, а по поручению своей деревни. Каждаядеревня, в которую прибывал такой посланец, тут же пекла свежие чапатти и рассылала со своими посланцами по соседним деревням. В 1857 году такие чапатти служилисигналом восстания.

(примечание) Приведенное здесь описание восстания 1857—1859 годов по существу ограничивается перечислением военных мероприятий англичан по его подавлению. При таком изложении хода восстания может создаться впечатление, что восстание было только военным мятежом и не пользовалось поддержкой населения. В действительности дело обстояло иначе. Широкий размах движения (восстанием были охвачены крупнейшие районы Северной и Центральной Индии), его длительность (англичане два года не могли подавить восстание, хотя бросили против восставших не только верные им индийские войска, но и стянули свои военные силы из других стран), а также всеобщий характер этого восстания (в нем в той или иной мере участвовали все слои населения без различия вероисповедания, как индусы, так и мусульмане) показывают, что это восстание было восстанием индийского народа, который поднялся против чужеземных поработителей и боролся с ними доступными ему в то время средствами и методами. Восстание не увенчалось успехом потому, что восставшие крестьяне и ремесленники не смогли выдвинуть своих вождей и руководство осталось в основном в руках недовольных английским игом феодалов. Эти последние составляли меньшинство феодалов, большинство же их выступило на стороне английских колонизаторов и помогло им подавить восстание. Кроме того, многие из феодалов, на первых порах принявших участие в восстании или сочувствовавших ему, в дальнейшем предали восставших и перешли на сторону англичан. Следует также иметь в виду, что у сипаев не было единого руководства и единого плана действий, они не располагали теми организационными и материально-техническими средствами, которые имелись у англичан. Наконец, сохранявшиеся в середине XIX века сильные пережитки феодальной раздробленности Индии, а также определенные социально-экономические и политические особенности ряда ее районов обусловили то обстоятельство, что англичанам удалось удержать от восстания Пенджаб, Бенгалию и юг Индии. Нельзя согласиться с утверждением авторов о том, что «безудержный вандализм» сипаев якобы оттолкнул от них население. О так называемых «жестокостях сипаев» кричали английские каратели, чтобы тем самым оправдать свою зверскую расправу с восставшими, убийство сотен людей, заподозренных в участии в восстании, уничтожение многих деревень и т. п. Тот же факт, что на известном этапе от восстания отошли многие феодалы, ранее участвовавшие в нем или сочувствовавшие ему, конечно, не может быть истолкован как прекращение поддержки восстания со стороны населения.

 
<< В начало < Предыдущая 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Следующая > В конец >>

Всего 109 - 117 из 271
top
Контакты
Реклама на портале
Ссылки