Rambler's Top100
Главная arrow Индия
Индия
5.07. Послеведический период – доктрины буддизма. Версия для печати

Будда был реформатором, который ставил себе практическую цель. Его первейшая цель заключалась в том, чтобы обеспечить избавление от печали и страдания. Поэтому он возвестил 4 благородные истины: 1) существует страдание, 2) это страдание должно иметь причину, 3) от страдания надо избавиться, 4) для того чтобы избавиться от страдания, нужно знать правильный путь избавления. Причина страдания заключается в желании, поэтому искоренение желания приведет к прекращению страдания. Желание может быть искоренено, если следовать благородному пути, определяемому восемью заветами: 1) праведная вера, 2) праведная мысль, 3) праведная речь, 4) праведные действия, 5) добытые праведным путем средства к существованию, 6) праведные старания, 7) праведные воспоминания, 8) праведное созерцание. Это был великий Средний Путь, он избавлял от крайностей—непомерной роскоши и строгого воздержания. Этот Средний Путь приводил в конце концов к нирване, которая предполагала не только искоренение желания, но также достижение состояния полного спокойствия. Особо подчеркивалась необходимость соблюдения шила (моральных заповедей, например: не >бей, не лги, откажись от роскоши и т. д.), а также самадхи (сосредоточения) и праджны (углубления в самого себя).
Будда отличался от Махавиры своим отношением к аскетизму. Он придавал особое значение нанесению вреда живым существам, но в этом отношении джайнизм—значительно более строгая религия, чем буддизм. Будда отвергал авторитет Вед и отрицал духовное значение ведических ритуалов и жертвоприношений, хотя он принимал традиционную веру в переселение душ и закон кармы. Он не занимался проблемой существования бога, поскольку сложные метафизические построения не имели, по его мнению, никакого отношения к развитию моральных и духовных качеств человека. Его простая вера предназначалась для всех—независимо от пола, возраста или социального положения. Он ввел обычай религиозных бесед на языке простого народа и отказывался употреблять для духовных проповедей только санскрит, язык образованного меньшинства.

 
5.05. Послеведический период – неканонические книги джайнов. Версия для печати

Джайны имеют также обильную неканоническую литературу, написанную частью на пракрите, частью на санскрите.
Следующие из числа джайнских авторов заслуживают специального упоминания: Бхадрабаху, Сиддхасена Дивакара, Харибхадра, Сиддха, Хемчандра. Повествовательная литература является одним из наиболее интересных достижений джайнов. Они создавали также замечательные эпосы, романы, драмы и гимны. Большее значение имеет их вклад в философию. В противоположность буддийской доктрине шуньявады они выработали доктрину сьядвады1. Джайнские философы достигли особого совершенства в логике. Грамматика, лексикология, поэтика, математика, астрономия, астрология и политическая наука были значительно обогащены джайнами. Они сыграли также важную роль в развитии некоторых индийских языков—тамильского, телугу, каннара, гуджерати, хинди и раджастхани. В целом джайны занимают выдающееся место в истории индийской мысли и литературы.

(примечание) Шуньявада—учение о пустоте. Сьядвада—учение о возможном. Буддисты считали высшей целью—растворение, прекращение существования, поэтому индусы называли буддизм учением о пусто'те. Джайны полагали, что нельзя утверждать что-либо определенное о мире, а можно судить лишь предположительно. Поэтому их философия называлась учением о возможном. 

 
5.08. Послеведический период – священные книги буддистов. Версия для печати

Вскоре после париниббаны Будды его главные ученики собрались на общий собор в Раджагрихе и составили полное и аутентичное собрание его поучений. Но священные тексты буддистов получили окончательное оформление, вероятно, не ранее чем спустя век или два после собора. Эти тексты в целом известны под названием «Трипитака» («Три корзины»). Первая часть, «Вииаяпитака», устанавливает правила поведения для буддийских монахов и правила общего управления буддийской церковью. Вторая часть, «Суттапитака», является собранием религиозных бесед Будды. Третья часть, «Абхидхаммапитака», содержит изложение философских принципов, лежащих в основе буддизма.
Второй общий собор буддистов собрался в Вайшали примерно спустя век после смерти Будды. Этот собор предал проклятию некоторые из распространенных ересей и пересмотрел священные тексты. Третий общий собор собрался в Паталипутре под покровительством Ашоки. Снова были преданы проклятью некоторые ереси и была сделана попытка придать определенную и окончательную форму старым священным текстам. Четвертый и последний общий собор собрался под покровительством Канишки не то в Кашмире, не то в Джаланд-харе (в Восточном Пенджабе). Этот собор составил канонические комментарии к священным текстам.
В связи со священным писанием буддистов можно упомянуть «Джатаки». Эти буддийские «Рассказы о рождениях», несомненно, были составлены ранее I—II века до н. э. «Джатаки» имеют большое значение не только для правоверных буддистов, но и для историков древней Индии, поскольку они содержат важные сведения о социальной и экономической жизни Индии того времени.

 
5.06. Послеведический период – жизнь Будды. Версия для печати

Гаутама, знаменитый основатель буддизма, был современником Махавиры. Даты его жизни и смерти также установлены. Некоторые ученые считают, что он достиг париниббаны [т. е. умер.—Ред.] в 483 году до н. э., а другие называют 543 год до н. э. Он принадлежал к клану ша/сьл, владения которого находились в непальском тераи [болотистые джунгли у подножья Гималаев.—Ред.], к северу от округа Басти, в Уттар Прадеше. Как и Маха-вира, он, следовательно, был кшатрием. Его отец Суддходана был избран главой клана шакья и жил в Капилавасту. Гаутама родился в саду Лумбини (современный Румминдей, в Непале), где в честь этого великого события воздвигнут известный Румминдейский столп Ашоки. Женился он рано на Гопе или Ясод-харе, и, когда ему было 29 лет, у него родился сын по имени Рахула. На Гаута-му оказало воздействие распространенное в то время духовное брожение, и в поисках спасения он стал аскетом. В течение некоторого времени он под руководством двух выдающихся наставников изучал философию в Раджагрихе. Потом он направился в Урувилву (вблизи нынешней Бодх-Гайи) и в подражание аскетам того времени подверг себя самым суровым лишениям. Но спасение оставалось для него все такой же далекой целью. Глубокое сосредоточение и углубленное созерцание привели его в конце концов к открытию конечной истины. Гаутама стал Буддой (просвещенным). В это время ему было 35 лет.
Остальные годы своей жизни Будда посвятил проповеди познанной им истины. Впервые он «повернул колесо Закона» и привел его в движение [т. е. стал проповедовать свое учение.—Ред.] в Оленьем парке, в Сарнатхе близ Бенареса. Здесь ему удалось найти пять учеников. В течение следующих сорока пяти лет он распространил свое учение и нашел много последователей в Ауде, Бихаре и некоторых прилегающих областях. Он скончался в возрасте 80 лет в Кушинагаре (нынешняя Касия в округе Горакхпур, Уттар Прадеш).

 
6.01. Империя Магадха - политическая разобщенность Северо-Западной Индии. Версия для печати

В VI веке до н. э. Пенджаб больше не имел того политического и культурного влияния, каким он пользовался раньше в качестве первого оплота арийской власти в Индии. Центр притяжения переместился на восток. Мадхьядеша стала центром арийского мира, а Магадха постепенно превращалась в большую империю. Из шестнадцати макаджанапад, упоминаемых в индийской литературе, ни одна не расположена в Пенджабе, и только две—Камбоджа и Гандхара—находились в пограничных местностях этой провинции. Другим государством, находившимся в Пенджабе, но не включенным в список махаджанапад, была Мадра. В то время как остальная часть Северной Индии постепенно подпадала под власть Магадхи, Северо-Западная Индия, страна, экономически процветающая, но политически разобщенная, легко стала добычей иностранных захватчиков.

 
<< В начало < Предыдущая 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Следующая > В конец >>

Всего 145 - 153 из 271
top
Контакты
Реклама на портале
Ссылки