Rambler's Top100
Главная arrow Индия
Индия
4.12. Раннее арийское общество. Версия для печати

О социальной организации ариев ведического периода мы можем составить себе более ясное представление. Патриархальная семья составляла основу как социальной, так и политической жизни. Моногамия была преобладающей формой брака, но встречалась также и полигамия. Нет никаких указаний на существование полиандрии. Женщины занимали высокое положение в обществе, они обычно руководили домашним хозяйством. Некоторые из них были, невидимому, образованными и культурными, поскольку в «Самхитах» имеются гимны, сложенные женщинами. Браки в детском возрасте были неизвестны. Мы не можем точно установить, имели ли вдовы право выходить замуж. Женщины отличались высокой моралью, хотя имеются упоминания о случаях измены и проституции.
Существовала ли кастовая система в арийском обществе раннего ведического периода? Индологи предложили различные решения этой интересной и важной проблемы. Те, кто отпицают существование кастовой системы во времена «Ригведы», указывают, что четыре касты—брахманы, кшатрии, вайшья и шудры—упоминаются только в позднем гимне «Ригведы». Безусловно, существо - вали воины и жрецы, но специальная военная каста так же редко упоминается в «Ригведе», как и некоторые низшие касты земледельцев, торговцев скотом, купцов, ремесленников и рабочих». Те, кто не соглашается с этим взглядом, указывают, что профессия жреца была обычно наследственным занятием во времена «Ригведы» и что встречающееся слово раджания говорит, невидимому, о существовании знати. Действительно, имеются несомненные признаки деления раннего ведического общества на священнослужителей (брахманов), правителей (кшатриев) и простой люд (вис). Можно примирить эти противоречивые мнения, если принять, что в гимнах «Ригведы» имеются признаки кастовой системы в ее зачаточной форме; не было строгих ограничений в отношении выбора занятий, брака между представителями различных слоев общества и совместного приема пищи.

(примечание) Монархами авторы называют вождей племен, а республиканской формой правления—первобытно-общинный строй.—Прим. ред. Европейские исследователи обозначают португальским словом каста дга различных понятия: варна и джати. Варна (о которой говорится выше)—это четыре класса - сословия рабовладельческого и раннефеодального общества в Индии. Джати—это мелкие профессионально-племенные деления индийского общества, существующие как феодальный пережиток и в современной Индии.— Прим. ред. :Знаменитая «Пуруша сукта» «Ригведы» (Х.90.12), в которой говорится о том. что брахманы, кшатрии, вайшья и шудры первоначально произошли соответственно мозга, рук, бедер и ступней Созлателя.

 
4.15. Политические изменения в поздний ведический период. Версия для печати

Некоторые данные о развитии политической и социальной организации ариев в Индии могут быть получены из «Брахман», «Упапишад» и «Сутр». Политические деления периода «Ригведы» постепенно уступили место территориальным делениям значительных размеров и все больше распространявшейся идее политического единства, которая получила конкретное выражение в религиозно-политических церемониях, вроде обрядов жертвоприношения ваджапейя, раджасуйя и ашвамедха, Эти обряды выполнялись правителями, которые достигали какого-либо успеха в осуществлении своих завоевательных планов. Создание сравнительно крупных государств, естественно, привело к росту власти правителя, а также к возникновению больших городов. В поздней ведической литературе упоминаются города Кампила (столица панчалов), Асандиват (столица куру), Каушамби (столица ватса) и Каши (столица государства Каши). Некоторые племена, игравшие ведущую роль в период «Ригведы» (например, бхараты), потеряли свое былое политическое значение. Их место заняли теперь другие племена, такие, как куру и панчалы. На основании рассеянных в поздней ведической литературе упоминаний об их правителях едва ли можно составить хотя бы самый общий очерк их политической истории.

 
5.14. Рост политического единства - замечание относительно хронологии. Версия для печати

При нынешнем состоянии наших знаний почти невозможно с точностью установить хронологию правителей Магадхи вплоть до вторжения Александра Великого. При отсутствии данных эпиграфики и нумизматики мы должны полагаться исключительно на литературные данные, но брахманская литература (Пураны) расходится с буддистской литературой. По причинам, которые не могут быть здесь изложены, сведения, приводимые буддийскими авторами, заслуживают предпочтения. Поэтому выше мы придерживались данных буддийской традиции. Согласно Пуранам, Шайшунага основал династию, которая правила в Магадхе в течение 321 года и была свергнута Махападмой Нандой, Бимбисара был пятым правителем этой династии. По буддийским писаниям за правителями династии Харьянка (первым из которых был Бимбисара) последовали Шайшунагу и его потомки, и весь период царствования этих двух династий составлял 200 лет. Воцарение Бимбисары может быть отнесено примерно к 545 году до н. э.

 
4.13. Экономическая жизнь ариев. Версия для печати

Наши данные об экономической жизни ариев раннего ведического периода могут быть получены лишь на основании отдельных указаний в литературе того времени. Арии были по преимуществу сельскими жителями. Мы не находим никаких указаний на существование хотя бы небольших городов1. И это естественно, так как люди вели пастушеский образ жизни. Главным источником доходов было животноводство. «Говоря о том, что у кого-либо имеются коровы, поэты усиленно подчеркивают этот факт». Большое значение придавалось также лошади. Другими домашними животными были овцы, козы, ослы и собаки, но кошка еще не была приручена. Самым важным занятием было сельское хозяйство. Имеются указания на существование примитивной системы орошения. Охота имела большое значение в хозяйственной жизни ариев. Охотились обычно на львов, кабанов, буйволов, антилоп и птиц. Мы не можем сказать точно, было ли им известно рыболовство.
Ремесленная специализация играла значительную роль в экономике ведического периода. Кожевник делал из воловьих шкур бурдюки, тетиву для луков и ремни. Дровосек делал колесницы и был одновременно столяром и плотником. Существовали также медники, кузнецы и ювелиры. Зарождалось кораблестроение. Вероятно, для передвижения по рекам употреблялись довольно •большие лодки. Арии были, конечно, знакомы с морем, но весьма сомнительно, велась ли ими широкая морская торговля. Внутри страны существовала значительная торговля, в качестве денег употреблялись быки и золотые украшения. Хотя встречаются частые указания на существование рабства, авторитетные ученые считают, что экономика ведического периода не базировалась на рабском труде. Ни одно ремесло не порочило того, кто им занимался, даже кожевники не считались низшими членами общества.
Обычно одежда состояла из трех или двух предметов, которые изготовлялись женщинами из овечьей шерсти. Как мужчины, так и женщины носили украшения, сделанные, как правило, из золота. Пища состояла в основном из масла, фруктов и овощей. Мясо, вероятно, употреблялось только по случаю больших торжеств и семейных праздников. Коров и быков забивали для жертвоприношений и для угощения гостей. Употребление спиртных напитков играло важную роль в ведическом обществе. Имеется много упоминаний о соме—священном напитке, суре—общепринятом спиртном напитке, изготовлявшемся, очевидно, из зерна.
Излюбленным развлечением были, вероятно, гонки колесниц. Имеются частые упоминания об игре в кости, о танцах и музыке. Из музыкальных инструментов арии широко пользовались барабаном, лютней и флейтой. «Самое существование гимнов доказывает, что пению придавали большое значение». «Нам нет нужды,—говорит Винтерпиц,—представлять себе людей «Риг-веды» ни как наивных пастушков, ни как орду грубых дикарей, ни, с другой стороны, как людей ультраутонченной культуры. Картина, которую разверты-ваютперед нами эти песнопения... показывает, что арийские индийцы были деятельным, жизнерадостным и воинственным народом, имевшим простые и отчасти еще дикие обычаи... Мы пока не находим в песнях «Ригведы» тех черт женственности, аскетизма и пессимизма в индийском характере, с которыми мы 'будем встречаться в более поздней индийской литературе».

 (примечание) В период «Брахман» мы находим ясные указания на существование столичных городов Асандиват, Каушамби и Каши. 

 
4.16. Социальные изменения в поздний ведический период. Версия для печати

Общество постепенно принимало новую структуру, потому что кастовая система уже почти оформилась. Процесс образования наследственных профессиональных групп может быть четко прослежен. Те, которые специализировались на изучении Вед и руководили религиозными церемониями, назывались брахманами. Посвятившие себя политической и военной деятельности назывались кшатриями. Широкие массы ариев стали называться вайшья. Главным их занятием были торговля и земледелие. Ясно, однако, что эта кастовая система была еще очень неустойчивой: не были еще запрещены межкастовые браки, а некоторые кшатрии изучали священные писания и отправляли церемонии жертвоприношений. Шудры составили строго определенную группу в обществе, и их положение стало положением глубоко приниженных людей. В «Айтарейя брахмане» о шудре говорится, как о «слуге другого человека, могущем быть изгнанным или убитым
по желанию».
Некоторые сведения о социальном положении женщин можно почерпнуть в литературе. Женщины могли получать образование, и некоторые из них (например, Гарги и Майтрейи) были известны своей образованностью. Но рождение дочери даже в. эти древние времена рассматривалось как «одна из причин нищеты». Полигамия была, вероятно, широко распространена среди правителей и в богатых слоях общества. Женщины не могли иметь имущество или наследовать его.

(примечание) Речь идет о том, что хотя в основном шудры были на положении рабов, понятия раб и шудра не совпадали целиком: рабом мог ста1ъ и не шудра, а, с другой стороны, богатый шудра мог быть свободным и владеть имуществом. См. статьи советского историка Г. И л ь и к а в «Вестнике древней истории» за 1951 —1952 годы. 

 
<< В начало < Предыдущая 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Следующая > В конец >>

Всего 127 - 135 из 271
top
Контакты
Реклама на портале
Ссылки